Камышинский фурор

Надежда БИКУЛОВА 

В рамках федеральной программы «Большие гастроли» на сцене МДТ свои постановки показал тольяттинцам камышинский драмтеатр. Артисты из Волгоградской области привезли шесть спектаклей: три дневных детских и три вечерних взрослых. Столько же молодежный театр привез в Камышин на обмен, но показов было даже больше – семь. И всего за три дня!

— Мы благодарны за содействие федеральному центру поддержки гастрольной деятельности, — сказал директор камышинского театра Евгений Бакин. – Главные расходы — транспортные, не будь «Больших гастролей», вряд ли бы мы смогли когда-нибудь преодолеть разделяющие наши города 600 километров!

Автобусы с гастролерами отправились из пункта «Т» и пункта «К» одновременно на встречу друг другу. По всем законам арифметики они встретились ровно на середине пути, на трассе Р-228 недалеко от Саратова. И произошла , как с сентиментальной усмешкой рассказали руководители театров, «встреча на Эльбе». Артисты бежали навстречу друг другу, обнимались.

– Они что, между собой знакомы?!

— Да нет, но ведь это театр – одна большая семья.

Во время пресс-конференции перед первым показом в Тольятти директор камышинского театра Евгений Бакин  и директор МДТ Владимир Коренной вспомнили советские времена, благодатные для искусства.

— До 90-х мы три месяца в году проводили на гастролях, — вспоминал Владимир Лукич. – Месяц играли в одном городе, привозили по шесть вагонов декораций. И было понимание, что мы нужны. Потом все заглохло, а сейчас началось возрождение. Эти обменные гастроли – по три-пять дней, но – большие!

Евгений Бакин:

— Основная цель «Больших гастролей» — дать возможность маленьким городам, которым недоступно искусство, увидеть игру столичных театров. Но и мы принимаем участие в этом проекте. Для нас это – глоток воздуха, возможность пообщаться с коллегами, почувствовать себя в едином пространстве. Нам важно понимать свою востребованность. И еще это эксперимент: мы привезли проекты, успешные у нас. Пройдут ли они здесь? Важным критерием для нас будет оценка нового зрителя…

Камышинский театр в следующем году отметит свое 110-летие. И оно совпадет с очередным Годом театра, объявленным в стране. Поэтому в Камышине весной пройдет 17-й фестиваль театров малых городов России, который проводит Театр наций Евгения Миронова. Директор МДТ Владимир Коренной выразил желание поучаствовать в нем со спектаклем «Шар братьев Монгольфье».

Еще камышинский театр интересен следующим.

— С 1993 года у нас под одной крышей два театра, — рассказал Бакин, — драматический и кукольный. Две сцены, два репертуара, а работают одни и те же актеры, за 25 лет они освоили  смежные профессии. Люди удивляются…

Кукольных спектаклей камышинцы не привезли. Зато сценарий одной из их детских постановок написан ведущим актером МДТ Андреем Лактюховым. Он, оказывается, долгое время работал в Камышине, пишет пьесы, в том числе и кукольные, которые ставят… и в МДТ тоже!

Репертуар, привезенный камышинцами, самый кассовый: это популярнейшие комедии положений – «Примадонны» Кена Людвига и «Номер 13» Рея Куни, а также легендарная «Ханума» Авксентия Цагарели, впервые поставленная в 1882 году. Пьеса не просто бессмертная и всем известная – в Тольятти два театра с успехом показывают свои версии этой искрящейся весельем и жизнелюбием истории, и еще самарский театр драмы не раз ее к нам привозил.

Бакин пояснил:

— Люди ведь приходят в театр, в первую очередь, чтобы развлечься. Большинство зрителей, возможно, не готовы знакомиться со слишком серьезными постановками новой для них труппы. Хотелось бы заинтересовать широкий круг зрителей…

Аналогичным образом рассуждало и руководство МДТ, показав в Камышине исключительно комедии: это «Дамский портной», «Около любви» и, конечно же, блистательные «Тетки».

Камышинские «Примадонны», как и все современные комедии, а написана она в 2004 году, —  история про деньги и любовь с переодеванием. Конечно же, переодеваются мужчины в женщин, что очень напоминает киносюжет «В джазе только девушки».

Забавно, что постановщик решил в этой не привязанной к конкретному времени истории сочетать современные дамские прикиды типа суперкоротких шортиков с пышными платьями викторианской эпохи. Разумеется, переодетый мужчина здесь выглядит еще смешнее, а сюжет и многочисленные режиссерские находки доводят зрителей до хохота.

Намного сложнее фабула пьесы непревзойденного комедиографа Куни, его в двух словах пересказать невозможно. Но попробую.

Американские окна действуют по принципу гильотины. Сюжет закручивается, когда в гостиничном номере некий депутат, желающий развлечься с любовницей, обнаруживает под упавшей оконной рамой труп. Сутолока с прятаньем в разных местах труппа, любовницы, жены и секретаря, актуальные политические шуточки и, главное, виртуозная игра актеров. Камышинцы сделали из постановки настоящую конфетку, за что зрители отблагодарили не только безудержным смехом и аплодисментами, но и криками «браво».

Конечно, особо следует отметить «Хануму». Все участники этой постановки великолепно танцуют, поют, блистают в ярких национальных костюмах и говорят с настоящим грузинским акцентом. Спектакль рассказывает о тщеславии, алчности, настоящей любви и … женском профессионализме. Очевидно, неспроста история конкуренции двух хитроумных свах в XIX веке была оценена так: «Последняя новинка, производящая всюду продолжительный фурор».

Будет ли переоценкой такое определение камышинских гастролей, как «продолжительный фурор»? Ведь длились они всего три дня… Но если когда-нибудь удастся преодолеть 600 километров трассы Р-228, обязательным к посещению в Камышине для меня будет тамошний драмтеатр.

 

«Вольный город»,  21.09.2018 г.    

Авторское право © 2018 Камышинский драматический театр
top