На кой черт жаровня! Ад – это Другие

Марина КАРАВАЕВА

В Камышинском драматическом театре премьера: танго-спектакль «За закрытыми дверями». Он поставлен режиссером Павлом Лаговским по пьесе французского философа, писателя, драматурга и педагога Жана-Поля Сартра (1905-1980). Не секрет, что материал – не самый простой для восприятия…

Одна из самых репертуарных пьес Сартра написана в 1943-ем, впервые поставлена в сорок четвертом. А затем… пошло безостановочное количество воплощений: ее ставили и ставят в разных театрах мира, есть одноименные киноверсии… В преамбуле к старому фильму говорится, что изображен «ад, как его понимал Жан-Поль Сартр. В этом аду нет ни пламени, ни жарочных инструментов, ни физических мук. Палачи в нем – те, с кем нас заставляет сталкиваться сегодняшний день. Ад – это Другие».

«…  слишком рано умер»

Не потому ли директор театра Евгений Бакин, приветствуя зрителей перед просмотром, недвусмысленно намекнул: тема – живее всех живых (хотя, как все уже поняли, все персонажи – мертвы). В изощренном и авантюрном сегодня, чаще, чем когда-либо, можно встретить таких «палачей» из числа ближних, что только держись…

Есть мнение, что произведение – квинтэссенция экзистенциализма. Это направление в философии 20 века акцентирует свое внимание на уникальности бытия человека. Да, они чрезвычайно уникальны – герои, которых больше нет на этой Земле…

Их трое – незнакомых друг с другом людей, чьи пути сошлись не в райских кущах, а в аду. На роль застреленного при определенных обстоятельствах журналиста-пацифиста Гарсэна Павел Лаговский выбрал актера Артема Бунякова. Почему бы нет… Артем вел свою «партию» четко, гармонично, довольно грамотно.

Почтовая служащая, лесбиянка-интеллектуалка Инэс «пришла» к зрителю в исполнении актрисы Светланы Юдиной. Интересно получилось, зритель реагировал: то гробовым молчанием, то бурными аплодисментами…Образ богачки-детоубийцы Эстель выпало расцвечивать всеми красками жанра Светлане Смирновой.

По-моему, это чудо! Светлана как будто взлетела в мастерстве сразу на сто ступеней вверх. Неузнаваемая, пластичная, безупречная. И партнеры – ей под стать. Даже коридорный Алексей Лобойко – хоть и эпизодическая фигура, из ансамбля не выбивался, что очень важно.

«… выбирать себе свой ад»

Если обратиться к афишам разных театров, можно увидеть, что популярная пьесы ориентируется на возрастную категорию 16+, а иногда  – 18+… Собственно, так оно и «вышло»: детей на премьере не было. Однако сложилось впечатление, что в детство впали некоторые солидные взрослые.

Женщина «серебряных лет» в первом ряду, каждый раз, когда, согласно замыслу режиссера, через проход в зрительном зале выносили очередного покойного, хохотала, как безумная. Это очень отвлекало, по крайней мере, сидящих в непосредственной близости.

С одной стороны – глубокая философия: оставления человека лицом к лицу с самим собой, снятие с него лицемерных масок, бесконечное одиночество. С другой – упорный заливистый хохот возрастной зрительницы. Как известно, смех без причины – признак… Хотя, возможно, это она от страха, или недопонимания. С кем не бывает.

Вернемся к сути. Браво режиссеру Павлу Лаговскому: он сработал качественно и высококлассно. Обошелся «без хохота», но подчеркнул иронию происходящего. Подбор актеров – в точку, расстановка акцентов – в яблочко… Хотя чему удивляться: он выпускник Российской Академии Театрального Искусства (РАТИ-ГИТИС) по специальности режиссёр драматического театра.

Постановщик спектаклей в театрах России и за рубежом, актёр драматического и музыкального театра, педагог по мастерству актёра, сценическому движению, современной и историко-бытовой пластике, драматург, сценарист, писатель. Одним словом, профи.

«Субъективность как истина»

Плюс тот факт, что, по выражению Евгения Бакина, не хореографом, а настоящим режиссером танцев выступила известная в творческих кругах города (и за его пределами) Манон Меликова, произошло волшебство. Игра актеров стала фейерией, изумляла динамизмом, поражала искрометностью. Изобразить такое можно только актеру с хорошей физической подготовкой (актерской – само собой разумеется).

…Оформление сцены не предполагало разнообразия. Ведь сюжет развивался в замкнутом помещении, в котором «адским персонажам» предстоит пребывать бесконечно. Здесь и не могло «возникнуть» пестры. Однако, оформление выглядело законченно и эстетично… Аскетичные диванчики легко двигались, компоновались по внешне непринужденному движению актеров.

Музыкальное оформление, подобранное Александром Ферховым, обобщало, вихрем закручивало сюжет. В круговороте поступков, проступков, трусости, предательства, отчаяния и безнадежности без музыки зрителю пришлось бы гораздо тяжелее…

На премьере присутствовал депутат областной  Думы Александр Осипов. Это стало традицией, что он приезжает в Камышин на премьеры. Да, камышанам есть что показать высоким гостям: работа в рамках программы «Культура малой родины» Партии «Единая Россия» ведется успешно.

Но что особенно радует: наши актеры растут на глазах! У Дейла Карнеги есть совет: «Если судьба подарила вам лимон – сделайте из него лимонад». «Лимончик» у нас имеется – режиссера в КДТ давненько не водится. Но, нет худа без добра. Приглашенные мастера горят, стараются, привносят новое в провинциальную тихую заводь. И это здорово!

Что касается восприятия. Все ли поняли Сартра? Думаю, нет. Тут нужна особая подготовка, специфический настрой. А в последние годы среднестатистический театральный зритель «подсел» на развлекаловку: «смеши больше, хохми дальше». Но в этом и есть прелесть выбора темы: душа обязана трудиться. И день и ночь. Разве не так? Ведь смех без причины – признак… сами знаете чего… 

Авторское право © 2020 Камышинский драматический театр
top