Slideshow

Зажгись в ночи  свечка, освети сердце!

Вечер 29-го в Камышине складывался как нельзя лучше. Близился к логическому завершению необычно знойный май, провожая волжан, вероятно,  к такому же жаркому лету. Гасил огни 111 театрального сезона Камышинский драматический театр,  – а все, что завершается, сулит новые начинания. Поклонники Мельпомены внутренне замерли в ожидании начала премьеры народной комедии, поставленной режиссером Юрием Ардашевым  по пьесе Флорида Булякова «Выходили бабки замуж».

 И вот мы уже в лете, на пути к новым творческим достижениям любимого КДТ, в раздумьях об увиденном на сцене… Немного «о творцах». Драматург Флорид Буляков (1948-2015 гг.)  родился в Башкирии. За свою не слишком долгую, но плодотворную жизнь, заслужил немало почетных наград и званий, в том числе, лауреата Государственной премии РФ в области литературы и искусства.

Режиссер Юрий Ардашев родился в 1965-ом, в Кирове. Был сотрудником   телекомпаний Star Plus, Grand TV (Вятка), снимал документальные фильмы. Работал актером и ассистентом режиссера в знаменитом Театре на Таганке, ассистировал в постановках непосредственно основателю и руководителю «острова свободы» Юрию Любимову. Опера «Человеческий голос» Ф. Пуленка, поставленная Ардашевым в 2009 году, стала номинантом Национальной премии «Золотая  Маска».

И об актерах, которые в спектакле «Выходили бабки замуж» представляют собой «звездный пул» труппы. Это Заслуженные артисты Российской Федерации Николай Штабной (электрик Иван Федорович), Лариса Жарова (бодрый экс-«строитель коммунизма» Мария), Татьяна Торощина (не по возрасту поэтичная и романтичная Ольга), Галина Хвостикова (бойкая, зажигательная фантазерка Галина) и Наталья Дорошенко («самая молодая» из старушек Агафья).

«Тепло, уютно, кормят»

Впечатляет уже само начало спектакля. И пусть героини «лежмя лежат» на железных кроватях в доме престарелых, где главное украшение комнаты – квадратный стол, стандартные тумбочки, да старый телевизор в углу, что-то сходу волнует и трогает неравнодушное сердце.

Ненавязчивый, но такой говорящий антураж стен (художник-постановщик Анна Митко) невольно высвечивает прошлую жизнь каждой постоялицы: словно припудренные временем, карта мира, радиоприемник, виниловые диски, торговые весы «а-ля СССР», костяные счеты, модное платьице…

Это сегодня только и радости, что  «койкоместо» в казенном доме. Но были иные времена: когда бегали ноженьки, зорко видели глазоньки, любилось и пелось… У Марии муж, «если говорить по партийному прямо и принципиально был пенек», но какой печник! У Ольги, – хоть поколачивал («значит, любил») и родинку на лице любимой заметил только когда умирал,  – мастеровитый плотник.

Авдотья и Галина оказались «счастливыми  в кубе», – трижды выходили замуж. Вот только не  все так просто, как может показаться, раз  на склоне лет оказались вчерашние «активные гражданки»  в «общем доме», а их разные судьбы вынужденно слились в одну. На первый взгляд, скучную, однообразную, но всё не одинокую,  «под присмотром».

И так необычно!

Каждая по своим причинам, героини оказались бездетными. Был сынок у «сельской поэтессы» Ольги, да и тот погиб в Афганистане. Но женщины не отчаялись, не озлобились, мужей своих вспоминают с теплом и добром, жалея, – молодых, не повидавших  жизни и ушедших в мир иной уже седыми, успевши сложить для себя и людей красивые теплые печи, понастроив множество крепких домов… Да уж, что проходит, точно – мило. Так должно быть. Иначе – совсем печально.    

Режиссеру – постановщику Юрий Ардашеву удалось, на мой взгляд, многое:  правильно подобрать, говоря языком героини пьесы старосты  Марии, «кадры», направить в нужном направлении оформителей сцены, утвердив именно такую музыкальную трактовку (есть  мнение, что музыкальное оформление Александра Ферхова неизменно попадает «в точку»).

Видно было, как смахивал слезу впечатлительный зритель, заслышав «Ох, васильки, васильки… Сколько мелькает вас в поле…». Улыбался в свете воспоминаний о советских свершениях: «Загудели, заиграли провода, мы такого не видали никогда!».

А зажигательный танец в конце постановки? В пляс хотелось пуститься всем залом,  как говорится, «честным пирком, да за свадебку!»  К слову, пьеса, написанная Флоридом Буляковым в 1991 году, имеет варианты, прошла  «проверку боем» в разных театрах страны. Однако, оказалась весьма актуальной и сегодня. Добра, сочувствия, сопереживания, умения поладить друг с другом стремительному и эгоистичному XXI веку явно не хватает, как не хватало в лихие девяностые. Вечная тема?

Чтобы сбылись мечты

Какое счастье, что и в психологически сложных случаях  – рано или поздно возраст приходит ко всем, но не все могут смириться «с визитом»  – можно сохранить хрупкую веру человека в то, что «еще не вечер!». Артист Николай сделал образ пожилого бобыля электрика Ивана до внутреннего трепета теплым.

Тоже давно «не новенький» он видит перед собой не старух, не бывших советских тружениц, а женщин. Ему так хочется обеспечить «сбытия мечт» для каждой. Чтоб одна могла поглядеть вдаль с высокого крылечка, другая прикоснуться к стенам, «говорящим» голосом любимого ею плотника, третья – посидеть на лавочке перед печью, с зеркальцем на правом углу…

Теми более, что его «волшебный дом» посреди леса, как оказалось, своим происхождением связан и с Марией, и с Ольгой, и с Галиной, и даже с Авдотьей…   Роль потребовала от актера отменной физической подготовки, когда «упал – отжался», пошел в присядку.  Штабной, отдавший театру много лет, выполнил все безукоризненно.

Лариса Жарова в роли Марии была настолько достоверна, что местами чудилось, что мы реально находимся на заседании месткома, организации, не существующей в «новой России». А то вдруг «выныривала» нечаянная  душевность. Да, профком профкомом, а женская душа – она завсегда живая.

Надоело беспризорничать

Галине Хвостиковой не привыкать  играть роли бойких, языкастых «тетенек». Но разве это все, на что способна актриса? Конечно, нет!  Ее Галина просто искрилась оттенками чувств: радость, растерянность, надежду   можно было считывать не только в движениях и жестах. Они сквозили во взгляде, почувствовали  в красноречивом молчании.

Татьяна Торощина, перевоплотившись в рассудительную, добрую пожилую женщину, пережившую много трудностей и потерь, изменилась до неузнавемости. Все в зале понимали: перед ними именитая актриса из кадрового состава КДТ. А будто и не она. Вот оно – чудо искусства!

Наталья Дорошенко в роли Авдотьи стала настоящим «цветочком гарема», волею судьбы «скучковавшегося» возле электрика Ивана. Смешная, трогательная девяностолетняя «девчонка». Как-то радостно стало за Ивана: в одночасье упало на старика столько сердечности, понимания! Да, годы молодости давно ушли. Но с ними испарились и заблуждения, обиды, преклонение перед… – Неважно перед чем,  в пору расцвета сил, о душе людям  думается меньше всего. Правда? 

А зря. О ней (душе) нельзя забывать никогда.  Именно она дает человеку возможности сопереживать, позволяет правильно расставить жизненные ориентиры. Особенно в  обществе, «пораженном» рыночными отношениями. Режиссер Юрий Ардашев присутствовал на премьере, выходил на поклон вместе с артистами. Зрители от души рукоплескали замечательному тандему, радовались, что, несмотря ни на что, в искусстве есть место доброму и  вечному.  И Камышинский драматический театр стойко держит верный ориентир. Повторим же «под занавес» слова директора КДТ Евгения Бакина: «Мы уже смотрим в 112 театральный сезон». Более того,  предвкушаем новые творческие (и просто житейские) успехи. Пусть они будут! У артистов, зрителей, музыкантов из ансамбля «Барокко» ДК «Текстильщик», украсивших закрытие сезона своим выступлением. У всех камышан и гостей города! До новых встреч в театре, в месте, где живет сказка, но главное – бережно хранится истинная правда бытия. Верим в это.

Марина Караваева
“Диалог”, выпуск №81 от 05.06.2021 г.

Авторское право © 2024 Камышинский драматический театр
top