Slideshow

  Заметки  из  «преисподней»

Валентина СИВКОВА

   На сцене Камышинского драматического театра – Жан-Поль Сартр.  Неведомо,  какими путями волгоградский режиссер Павел Лаговский пришел к драматургии экзистенциализма, но то, что пьеса «За закрытыми дверями», написанная в 1943 году, по-прежнему не сходит с театральных подмостков, – общеизвестно.  

   Причина очевидна. Несмотря на глобальные перемены, которые с тех пор произошли в мире, люди мало изменились. Они так же непоследовательны в своих поступках, эгоистичны, подчас по-детски инфантильны, временами садистски жестоки. Погружая своих героев в Ад, автор пытается убедить и их, и нас, зрителей, в том, что это отнюдь не место физических пыток, раскаленных жаровен и ухмыляющихся чертей.  Ад – это люди, становящиеся самыми изощренными палачами себе подобных.
     Сколько ролей способен придумать себе человек в течение жизни? И ведь подчас не только придумать, но и сыграть их. И вот он попадает в преисподнюю и оказывается лицом к лицу с собственной сущностью. Срывание  масок – это лишь начальный этап тех страданий, которые суждено претерпеть героям драмы Сартра. Ложь и самообман – главные составляющие  их прежней жизни. Каждый из них мучим не только внутренними противоречиями, но и неприятием друг друга. Разность  характеров и прежней, земной, жизни изначально исключает возможность гармонии.
    Журналист  Гарсен (актер Артем Буняков) попадает в Ад за истязания собственной жены. Однако еще в большей степени его изнуряют воспоминания о собственной  трусости. Бытовые преступления не представляются ему достаточно тяжкими – они ведь из разряда обыденных.  Между тем дезертирство, которое и становится причиной расстрела, видится Гарсену  более серьезной ступенью падения. Герой Артема Бунякова не производит впечатление махрового злодея. Он хорошо воспитан, интеллигентен, не переносит шума и … любит пиджаки. Внешняя благообразность исполнителя в сочетании с отнюдь не наигранной исповедальностью плохо монтируются с традиционным представлением о зле. Вряд ли это можно отнести на счет недостаточно убедительной игры актера. Просто трудно отречься от стереотипа и в очередной раз убедиться в том,  что зло не всегда обитает в отталкивающей оболочке. В жизни  масса тому примеров. Да и в пьесе Сартра тоже.
       Красавица  парижанка Эстель на первый взгляд всего лишь инфантильна и избалованна. Даже попав в Ад, она неусыпно заботится о своей внешности. Актриса Светлана Смирнова сочными мазками создает образ легковесной и ветреной героини. Вот кому в полной мере удалось передать не только изначальный авторский замысел, но и пластический рисунок роли, созданный прекрасным хореографом Манон Меликовой. Каждое движение героини – это внутренний посыл собственной неотразимости. Но и ей в обстановке условной тайной комнаты предстоит сбросить привычную маску и обнажить неприглядную сущность. Ведь именно ее автор сделал убийцей собственного ребенка и косвенно – своего возлюбленного. Именно она всю жизнь обманывала мужа, за которого некогда вышла ради денег. Ложь – ее естественное состояние, ставшее второй натурой. Она все время играет некие роли, как будто стараясь избыть то невыносимое, что тяжким грузом лежит на душе.
       Лесбиянка Инес (актриса Светлана Юдина) – почтовая служащая – далеко не так проста, как представляется изначально. По ее вине погибает  двоюродный брат. Ее негативное влияние испытывает любовница Флоранс.  «Мне необходимы для жизни страдания других,-  цинично заявляет она. –  Факел в сердце. Когда я одна, я угасаю». Она и в закрытой комнате ухитряется влюбиться в эффектную Эстель, не отвечающую ей взаимностью. Актрисе удается создать характер, рождающий очень противоречивое отношение. И дело не только в ее сексуальных наклонностях. Инес  интересна своей неоднозначностью. С одной стороны, она воспринимается как сильная личность, но сила на службе зла способна вызвать только отторжение. Актрисе оказалось вполне по плечу оттенить и связать воедино подчас взаимоисключающие нюансы сложного духовного мира.
      Нельзя обойти вниманием эпизодическую роль коридорного в исполнении Алексея Лобойко. Хозяин бесконечных  лестниц и переходов невозмутим и философски рассудителен. Его замечания точны и обезнадеживающи.  Его выбеленное лицо не выражает ни единой эмоции. Функционер. Чиновник. Одно слово – проводник в Ад.
      Центральным понятием философии Сартра является понятие свободы. Герои спектакля, навсегда покинув земную жизнь с ее неизбежными ограничениями, и в другом мире не обрели свободы и покоя. Более того, они навсегда лишились столь необходимого каждому личного пространства. Теперь они друг для друга своеобразные зеркала, выявляющие их истинную сущность, исполненную лжи и самообмана. У них нет возможности когда-то прервать этот вынужденный изнурительный  диалог, вновь и вновь обнажающий их земные пороки, они вообще ничего не могут, ибо они мертвы. Это и есть Ад – состояние, когда нет будущего, нет выбора, нет возможности что-то исправить.
     На протяжении всего спектакля обыгрывается мотив внешней и внутренней борьбы. К раскаянию ближе всего, кажется, Гарсен. Именно ему удается открыть дверь комнаты, но бежать из нее ему уже не хочется: он сделал это при жизни. Философский подтекст присутствует не только в монологах персонажей, но и в любой детали аскетичных декораций. Цвет диванов, отсутствие зеркал, тяжелая бронзовая статуэтка, нож для разрезания бумаги, неисправный дверной звонок – все несет определенную смысловую и художественную нагрузку.
    На обложке программы значится: танго-спектакль. И это ключ к пониманию его стилистики. Известный балетмейстер  Манон Меликова придала спектаклю дополнительный шарм,  превратив его в синтез драмы и хореографии. Драматизм происходящего подчеркивается четким пластическим рисунком. Танец помогает в полной мере раскрыть потенциал замысла,  понять сложные нюансы переживаний героев.
    С первых минут и до финальной сцены спектакль держит зрителя в интеллектуальном напряжении. Цепочки ассоциаций  уводят  в хитросплетения жизненных обстоятельств, напоминают о неизбежности  выбора и неотвратимости расплаты. Режиссер Павел Лаговский поставил не просто спектакль. Он воплотил в жизнь сложную философскую концепцию. Успех премьеры неоспорим.  Дальнейшую судьбу определит  время.

Справка.
 Спектакль поставлен на средства Гранта в рамках проекта «Культура малой родины» партии «Единая Россия».

Авторское право © 2024 Камышинский драматический театр
top