10.05.2017

ЛЕКАРЬ    ПОНЕВОЛЕ

В. СИВКОВА, член жюри фестиваля

По сложившейся традиции комедию причисляют к легкому жанру. Но какая огромная работа видится за этим весельем и игрой персонажей-масок! Трудно доподлинно представить, каким был театр во времена Мольера, но то, что сегодня на нашей сцене были мольеровские герои, лично у меня не вызывает сомнений. Режиссеру Яне Арзамасцевой удалось впервые воплотить на камышинской сцене стилистику парада-алле, столь характерную для мольеровского театра. Разумеется, не все воспринимается однозначно, но в целом спектакль веселый, легкий, очень динамичный. Однако за безудержным весельем, как это и всегда бывает у великого комедиографа, отчетливо просматриваются вечные проблемы  мировой драматургии: социальное неравенство, зависимость личного счастья от размера кошелька, губительная сила искушения заработать легкие деньги, умение использовать в корыстных целях человеческую доверчивость.  Есть и еще одна проблема, которую Гоголь в свое время обозначил как страстное  желание «сыграть роль на вершок выше». Естественно, дровосеку  Сганарелю поначалу и во сне не могла привидиться ситуация, в которую он попадает по чужой воле. Однако герой «Лекаря поневоле» быстро входит во вкус и запросто примеряет на себя роль едва ли не реформатора от медицины. Разумеется, зритель видит все несостыковки  и белые нитки, которыми сшит незадачливый образ весельчака – невежды (актер Юрий Юдин), безоглядно низвергающего элементарные научные представления. Но вчерашний дровосек чрезвычайно быстро осознает преимущества своего нового положения, извлекая из него прежде всего материальную выгоду.  Сцены оболванивания легковерных пациентов  вызывают в зале не только смех, но и одобрительное узнавание. Уж очень современно звучат в устах персонажей иные реплики.
Молодые актеры, на которых держится спектакль, играют легко и виртуозно. Хороша жена Сганареля Мартина (артистка Ксения Криницына-Сажина), обладающая не только внешней привлекательностью, но и природной смекалкой;  необыкновенно обаятельна и естественна Люсинда (артистка Мария Тульникова),  которой зритель не только симпатизирует, но и сопереживает.  А уж кормилица Жаклин в весьма одиозном костюме (артистка Дарья Манвайлер)  вызывает целую гамму эмоций: от первоначального недоумения на визуальном уровне до безусловной симпатии впоследствии.  Актрисе удалось  представить Жаклин смешно, искренне и достаточно убедительно.
И, конечно, как всегда, великолепен Юрий Щербинин — исполнитель роли Жеронта. Его герой, мечущийся между доводами здравого смысла и страстным желанием поверить во внезапное чудо, делает персонаж чрезвычайно узнаваемым.  Каждое утро мы читаем в соцсетях, как новоиспеченные Сганарели  и Остапы Бендеры обманывают пожилых людей. Жеронт  как раз из категории тех, кого, хоть и не без труда, но можно убедить даже в том, что внутренние органы человека расположены совсем не так, как утверждает традиционная медицина.
Жанр комедии предполагает счастливую концовку. И она происходит. Зрители, с самого начала настроенные на внутреннее погружение в атмосферу дель арте, уходят вполне удовлетворенными.   Ну а те, кто ждал от театра традиционных уроков жизни, полагаю, сумели их извлечь для себя. Любимые актеры в содружестве с Мольером помогли нам в этом.

Комментирование запрещено