3. 05. 2017

Валентина СИВКОВА

ОТЕЛЬ  ДВУХ  МИРОВ 

Странное, будоражащее чувство вызывает спектакль.  Погруженные в суету повседневности, мы  стараемся либо избавиться  от тягостных раздумий о том, что будет за пределами земной жизни, либо пробавляемся  древним, как мир, мифом, который никто еще не сумел ни подтвердить, ни опровергнуть.
Э.- Э. Шмитт пошел своим путем: он поместил своих героев в некое промежуточное пространство между небом и Землей, которое уже не жизнь в привычном смысле, но еще и не смерть. Что это – чистилище? Возможно.  По крайней мере, это место, где отступают физические страдания и человек погружается в духовную атмосферу, в которой он способен обрести, наконец, высший жизненный смысл.
Таков отель двух миров, в котором встречаются совершенно разные люди.  Каждый из них принес сюда не только свою судьбу, но и полный набор ее предпосылок. Вдумчивый  зритель просто обречен соотносить монологи героев с собственными  убеждениями, привычками, неизбежными ошибками и их последствиями. Казалось бы, чем способна привлечь внимание искушенного театрала уборщица Мари (актриса Светлана Олейник), которая вспоминает о днях, проведенных  в больнице, как лучших в ее жизни. Но именно она, простая и бесхитростная женщина, первая заговаривает о том, что жизнь прожита неправильно. Актриса ведет свою роль необыкновенно искренне и убедительно. В потоке ее речей, обильных и необязательных, вдруг звучит то самое сокровенное, что более тонкая женщина не посмела бы вынести на суд случайно оказавшихся рядом людей: «Во мне было столько любви, но она оказалась никому не нужна».
Наверное, с этого момента зритель начинает понимать, что в контексте спектакля у этой судьбы должно появиться уравновешивающее начало. Но это случится не вдруг – Шмитт избегает очевидных подсказок. Пока же интересно прислушаться к диалогам мага (актер Юрий Щербинин) и президента Дельбека (заслуженный артист России Николай Штабной). Последний плохо вписывается в атмосферу виртуального отеля. Ему трудно абстрагироваться от привычных законов земной жизни. Исполнитель уверенными штрихами создает образ современного делового человека, который привык самостоятельно  моделировать обстоятельства и умело управлять ими. Но отель двух миров живет по своим законам. И мудрый маг – один из его старожилов  — уже смирился с ними. Те полгода, которые он провел здесь, находясь в диабетической коме, сгладили воспоминания о земной бескомпромиссности и приучили относиться ко всему с философским спокойствием. Но его последнее решение, изобличившее благородство и жертвенность этого славного человека, зрителю еще предстоит оценить.
А вот баловень судьбы Жюльен (актер Юрий Юдин) абсолютно не вписывается в размеренный строй жизни отеля. Ему трудно отрешиться от той стремительности и безоглядности, которые и были сутью его земной жизни. Актер создает вполне узнаваемый образ современного молодого человека, достаточно легковесного, не привыкшего ни к глубоким чувствам, ни к ответственности за других.  Кажется, градус его эгоизма таков, что ему не грозят никакие внутренние перемены. Но, к удивлению зрителей, именно с Жюльеном они и происходят.
Изящным жестом фокусника автор извлекает из арсенала психологических приемов самый беспроигрышный и самый, казалось бы, непредсказуемый в условной обстановке отеля прием – он выводит на сцену Ее Величество Любовь.
Хрупкая, болезненная девушка Лора (актриса Мария Тульникова), потрясающая жаждой жизни и нацеленностью на добро и любовь, вершит чудо. Она не только переворачивает душу Жюльена, но и меняет его сознание, главные представления о жизни. Теперь он мечтает не столько о собственном возвращении на Землю, сколько о возможности исцеления любимой. И, конечно же, стрелка лифта в этом случае обозначает движение вниз. Некий высший разум по справедливости оценивает ситуацию и дает шанс молодым людям встретиться в реальной жизни.
Ну а доктор С.? Кто она – врач, смерть, некий посредник между небом и Землей, исполняющий чужие решения? Заслуженная артисткаРоссии Татьяна Торощина до конца сохраняет загадку образа. Внешне она просто функционер, в руках которого  — документы о состоянии людей, поступающих в отель, и кнопка лифта, который она, в зависимости от обстоятельств, направляет то вверх, откуда уже нет пути, то вниз, возвращая людей к жизни.  Но образ гораздо сложнее, чем видится изначально. Несмотря на внешнюю холодность и отстраненную педантичность, временами в ее словах звучит личная заинтересованность  и даже откровенное сопереживание. В решающий для героев момент она, кажется, и вовсе забывает о строгих функциональных ограничениях. Трудно сказать, предполагал ли автор такую трактовку образа, но героиня Т.Торощиной, безусловно, несет черты неискоренимой женственности.
Что определило успех спектакля, помимо работы режиссера Яны Арзамасцевой и слаженности актерского коллектива?  Это, конечно же, сценография (В.Мищенко), музыкальное оформление (А.Ферхов), необычность костюмов (В. Ефименко, М.Чернова), хореография (Манон Меликова) – все то, что начинает «работать» еще до того, как зритель разберется в хитросплетениях сюжета и характеров.
Что удалось создателям спектакля донести до зрителя? Очень важную, хотя и не новую истину: путь возрождения души сколь сложен, столь и притягателен. И он напрямую сопряжен с  необходимостью  думать о том, с чем мы уходим дальше. И не суть важно – вверх или вниз. Главное –  какие ценности мы обрели здесь, на Земле, чтобы достойно продолжать путь, и все ли сделали для того, чтобы там, в виртуальном пространстве,  не было повода для сожаления.

Комментирование запрещено