30.05.2017

ОПУЩЕН ЗАНАВЕС, И КАК-ТО ГРУСТНО СТАЛО

 Евгений БОНДАРЬ, член жюри фестиваля

В конце своего рабочего сезона Камышинский драматический театр в очередной раз предложил зрителю уникальную возможность за одну неделю посмотреть все премьерные спектакли и оценить всю гамму творческих достижений наших актёров и режиссёров. На этот раз ежегодный (уже четвёртый по счёту) фестиваль премьер «Театр и поклонники» познакомил нас с историями, которые вполне могли случиться и в нашей жизни. Точность шекспировского определения театра с течением времени не устаревает, а только укрепляется.

И пусть эти истории любви проходят иногда в нереальном пространстве, как в «Отеле двух миров» французского драматурга Э.-Э. Шмитта, переживаемые их героями человеческие страсти понятны любому зрителю.

Разве может быть не понятна ситуация некоего отчаяния от жизни в современном ужасно меркантильном мире, от которого хочется хотя бы на время убежать путём… ограбления банка. И, несмотря на преступность содеянного, симпатии к героиням «антикризисной комедии» Дмитрия Иванова «Дорогие мои бандитки» остаются.

И если в названной пьесе решение проблемы несправедливости лишь иллюзия, то вот в «Доме под снос» Анатолия Крыма оно абсолютно реальное. И блестящая игра актёрского дуэта подтверждает это.

А сколько в нынешней жизни мошенников и, мягко скажем, нечистых на руку людей, готовых умело обвести нас вокруг пальца. Начиная с отдельных «слуг народа» и заканчивая всевозможными «лекарями и целителями», отнюдь не снимающими порчу, а с лёгкостью насылающими её в виде опустошения наших карманов. И как хорошо, что всех этих героев пьес и антигероев в жизни («Номер 13» Рэя Куни и «Лекарь поневоле» Жана-Батиста Мольера) могут вывести на чистую воду простые, бесхитростные, не способные обманывать обычные животные – рыбка, Васька «… И пёс с ними» (выражение легло в название пьесы Александра Штендлера).

Перед жюри в составе заслуженного учителя РФ Валентины Сивковой, члена городского литературного объединения «Родник» Таисии Илларионовой, журналиста Елены Гуляевой и вашего покорного слуги стояла непростая задача: среди актёров выбрать тех, кто создал самый яркий и выразительный образ во взрослом спектакле, а также тех, кто наилучшим образом смог вжиться в героя детской сказки. Учитывая разнообразие актёрской игры (некоторые принимали участие и в драматических, и в кукольных спектаклях), количество сыгранных ролей, из двадцати пяти претендентов нужно было выбрать в первой номинации по три мужские и три женские кандидатуры. И жюри ещё раз убедилось, сколь разнообразна игра наших актёров, сколько сценических нюансов и интересных находок у режиссеров-постановщиков. Ведь вот как украсил спектакль «Дорогие мои бандитки» режиссерский приём – появления на сцене по ходу действия бывших мужчин героинь! А в спектакле «Дом под снос» — видео с мелькающими пейзажами за окном поезда, как будто сам едешь в нем! Этот спектакль в постановке Яны Арзамасцевой особенно нравится зрителям. Всего два действующих лица (заслуженная артистка РФ Лариса Жарова и Дмитрий Рязанцев), однако какие страсти разыгрываются на сцене! Недаром этих двух великолепных актеров жюри назвало в числе лауреатов. Отмечу, что действие происходит на малой сцене. Камерность обстановки, возможность видеть игру актёров с близкого расстояния, что называется, «глаза в глаза» – позволяет лучше прочувствовать сюжет, пропустить его через себя и чуть ли не самому стать участником действа. И поэтому домашней теплотой веет от спектакля. Такой магнетизм малой сцены отмечен многими зрителями, и есть надежда, что мы увидим на ней новые интересные спектакли, и, может быть, такие же необычные, как, к примеру, пьеса Александра Штендлера «… И пёс с ними», им же и поставленная. Саша в недалеком прошлом актёр нашего театра, хорошо знакомый и любимый камышинскими театралами. Ну и актёры, сплотившись в одну команду, примерив на себя «животные» образы, смогли рассказать живые истории из жизни людей. И получилось это у них подчас даже лучше, чем если бы они находились в привычном для зрителей «человеческом» облике.

В минувшем сезоне в театре кукол «Калейдоскоп» было поставлено три спектакля. Жюри обратило внимание на интерактивность постановок, позволяющую по ходу пьесы вступать в диалог со зрителями. Для восприимчивого детского сознания это очень важно. Это не просто сказочные истории, превращающиеся в познавательную зрелищную игру, но и своеобразный воспитательный проект. Среди актёров-кукольников жюри отметило работу Романа Петрова и Ольги Шевченко. Хотя аналогично, безусловно, можно оценить их игру и в драматических спектаклях. Они, что называется, мастера на все руки.

Или вот, к примеру, самый молодой актёр театра Пётр Суханов, удостоенный специального приза жюри. Он занят и в театре кукол, и в драме. Это не только бывший воздыхатель одной из «бандиток», не только влюблённый Пьеро в «Золотом ключике», но и незадачливый детектив в «Номере 13». Пускай в последнем спектакле его роль без особого текста, но чтобы так живописно сыграть «мёртвого», которого по ходу этой невероятной истории необходимо выдать за живого (простите за каламбур) – этому надо хорошенько поучиться.

За самый яркий сказочный образ дипломы получили Николай Дубровин (Буратино) и Мария Клыпина (лиса Алиса) в «Золотом ключике». Но Николай Дубровин не менее ярко сыграл свои роли и во взрослых спектаклях: наивный супруг Ронни («Номер 13») и влюблённый, но с характерными мужскими слабостями Рыб («… И пёс с ними»).

Оценивая игру актёров во взрослых спектаклях, жюри выделило работу Юрия Щербинина — маг в «Отеле» и Жеронт в «Лекаре» (обе постановки Яны Арзамасцевой). К мнению жюри присоединились и зрители. Очевидно, добрый, а оттого очень доверчивый папаша Жеронт им очень полюбился, как и Папа Карло в «Золотом Ключике». За что и удостоился он «Приза зрительских симпатий».

Также за создание самого яркого и выразительного образа был отмечен Юрий Юдин (две главные и очень яркие роли в «Отеле» и «Лекаре»). Такими же дипломами отмечены Светлана Смирнова  — «Номер 13», «… И пес с ними», «Золотой ключик» и Светлана Олейник — «Номер 13» и «Отель». Специальным призом жюри вместе с Петром Сухановым награждена Мария Тульникова, а традиционного приза директора удостоен Алексей Лобойко.

И последняя награда – это премия имени заслуженного артиста России Всеволода Васильевича Зайцева «За верное и преданное служение Камышинскому драматическому театру», учрежденная семьей Зайцевых и вручаемая ежегодно вместе с фестивальными наградами. В этот раз от имени семьи любимого всеми актера заслуженный работник культуры России заведующая труппой Камышинского драматического театра Галина Федоровна Зайцева вручила группе молодых актеров Светлане Смирновой,  Николаю Дубровину и Юрию Юдину с пожеланием и дальше так же достойно служить родному театру.

Награждение победителей фестиваля проходило на торжественной церемонии закрытия 107-го театрального сезона с участием первых лиц города, членов общественного совета проекта «Театры малых городов России» партии «Единая Россия» и особого гостя – директора регионального общественного фонда  имени А. П. Маресьева  «За волю к жизни» Виктора Алексеевича  Маресьева, сына легендарного лётчика.

Церемония закрытия была обставлена как празднование последнего школьного звонка. Это символично – спектакли минувшего сезона, над которыми шла упорная работа в течение года, как бы выпускались из стен альма-матер в большую жизнь. А зрители театрального праздника ещё раз отсмотрели наиболее яркие моменты этих постановок.

Вторая часть праздника – это, конечно, выпускной бал. Вот где разгулялась фантазия артистов. Они примеряли на себя роли наших звезд в форме пародий, а связующей нитью между пародиями были герои любимой уже несколькими поколениями гайдаевской киноистории о том, как студент Шурик (Александр Ферхов) проучил хулигана Федю, блестяще сыгранного Артёмом Буняковым.

Как это обычно бывает, торжественные открытия-закрытия проходят при полном аншлаге. Хотелось бы надеяться, что такие аншлаги случаются вследствие искренней любви к нашему театру, а не только в силу полученных бесплатных контрамарок и пригласительных. Если хлеб насущный, пищу материальную, мы оцениваем в денежном выражении, то разве зрелища, пища духовная, за которой стоит реальный труд и самоотдача живых людей, должны оцениваться лишь нашими улыбками и аплодисментами? Актёры, создающие на сцене свой мир, полный человеческих страстей, продолжают жить в мире реальном, знакомом каждому. За бытовухой жизненные проблемы нам кажутся бесконечными. А театр имеет удивительную способность помочь в их решении. Хотя бы немного. И это дорогого стоит.

 

Комментирование запрещено