5.05.2017

ДОРОГИЕ    МОИ   БАНДИТКИ… 

Валентина СИВКОВА, член жюри фестиваля

Когда идешь на спектакль из современной жизни, неизменно ожидаешь эффекта почти зеркального отражения – отражения  в преломлении искусства:  пусть  гротескного, ироничного, но убедительного и подсвеченного талантом. Успех спектакля, несомненно,  складывается из многих составляющих, но главная из них – это исходный материал, т.е. сценарий. Антикризисная  комедия? Прекрасно! Гоголь писал когда-то, что главный герой его «Ревизора» — смех, и это замечание, по сути, должно определять сущность  любой комедии. Значит, будем смеяться и над «Дорогими бандитками», поставленными в  нашем театре Александром Штендлером.  Поначалу так и есть: в зале стоит несмолкаемый хохот. Где-то по краю сознания вновь скользит гоголевское: «Над чем смеетесь? Над собой смеетесь!» Уж очень узнаваемы героини-пенсионерки: их непритязательные наряды, давно утратившие принадлежность к эпохе, их неловкие движения и разговоры о болячках, а главное – бесконечное сетование на безденежье. Дополнительный повод  развлечься, я бы сказала, горький повод  – их профессиональные экскурсы. Зал с восторгом воспринимает монологи  учительницы русского языка Лыткиной (арт. Г. Хвостикова), строящиеся исключительно на основе молодежного сленга.  Не понаслышке знаю, что, когда работаешь с молодежью, все эти словечки исподволь входят и в твой лексикон. Но знанием их лишь изредка можно «блеснуть» в очень тесной компании. А чтобы вот так, в постоянном общении, – нет, в это не очень верится. Будем считать, что Д.Иванов, автор пьесы, внес свой посильный вклад в развенчивание современной школы. Модная тема!
Бывший участковый врач Соня (арт. Н.Дорошенко) являет черты человека интеллигентного и положительного. А вот в памяти ее – не высокое служение профессии и благодарные пациенты, а десятки километров, накрученных на бесконечных вызовах.  («А запасных ног не выдают»).
Домохозяйка Кузя (арт. Л.Дайнега) – еще один узнаваемый персонаж. Она всю жизнь билась, как нынче принято говорить,  над улучшением демографической ситуации и так ушла в сиюминутные заботы, что уже и не помнит, сколько у нее детей: то ли шесть, то ли семь. Нетрудно поверить в то, что ее единственной отрадой стали телесериалы. Для нее  это то «прекрасное далеко», в которое можно погрузиться от сегодняшней безнадеги – безостановочно растущей квартплаты, о чем она постоянно вспоминает в связи с любым поворотом разговора, и необходимостью сводить концы с концами.
Портреты в рамках времени!  Да, в этих женщинах мы видим себя – со своим недавним прошлым, заполненным бесконечными трудовыми буднями и ожиданием светлого будущего, которое вылилось в жесткие реалии сегодняшнего дня.
Все актрисы играют великолепно. Возрастной состав КТД, наконец-то получивший возможность объединить усилия в рамках одного спектакля, раскрашивает своих героинь щедро и мастерски. Им сопереживаешь,  над ними подсмеиваешься – все как в жизни.
Эпизодические работы  молодых актеров ( Петр Суханов, Роман Петров, Алексей Перетятько) – прекрасное режиссерское решение.  В их исполнении бывшие мужья, на короткое время  появляющиеся на сцене в качестве иллюстрации их убийственных характеристик, так гротескно-убедительны, что невольно хочется вслед за героинями выкрикнуть нехитрое словечко, укоренившееся в быту за определенной частью мужского населения.
Особое восхищение вызывает игра заслуженной артистки России Ларисы Жаровой.  Великолепная самодостаточность, харизматичность  ее героини столь заразительны, что ни минуты не сомневаешься: школьные подруги пойдут за ней в огонь и в воду. Несмотря на неудавшийся «американский рай»,  Царевна-Царева  излучает оптимизм и уверенность в том, что счастье лежит под ногами (то бишь в банке бывшего одноклассника Шептунова) – надо только немного смекалки и досконального следования рецептам известных боевиков.
«Добрый зритель» искренне радуется  удаче пенсионерок. Еще бы!  Приодевшись и прикупив предметы своей мечты (домашний кинотеатр «Самсунг», шубу и бриллианты), преобразившиеся женщины, судя по всему, избавляются даже от  хронических болячек: великое дело – здоровый дух! Спины распрямили, ноги поставили на каблуки – и вперед, в новую жизнь!
Но… волею сценариста их счастье оказалось призрачным. Идея ясна: нельзя стать счастливым за чужой счет (хоть и отвратителен их одноклассник-банкир), нельзя прийти к процветанию путем преступления. Однако зритель не удовлетворен финальной точкой спектакля: ее парадоксальность видится несколько искусственной, а песня «Вернулся я на Родину…» едва ли передает истинные чувства героинь.
«Антикризисная комедия» в очередной раз напоминает, что утраченные иллюзии – это то, с чем нашему поколению суждено доживать свою жизнь, благодаря судьбу за то, что это, по крайней мере, не «Владимирский централ». Что и говорить, выводы, не очень оптимистичные для комедийного жанра.

*  *  *

Елена ГУЛЯЕВА, член жюри фестиваля

4 мая в рамках фестиваля премьер «Театр и поклонники» ценителям искусства предложили понаблюдать за увлекательной игрой в криминал. «Всем лежать! Это ограбление!» — в банк врывается великолепная четверка бандиток и выносит увесистые сумки с банкнотами. Страшно? Смешно? Так не бывает? Бывает! Во всяком случае, в пьесе Дмитрия Иванова, по сюжету которой подруги-пенсионерки, доведенные до крайности своим финансовым положением, решаются на столь отчаянный шаг. Удивительно, как живо «хорошие девчата, веселые подруги» (Царева — заслуженная артистка РФ Лариса Жарова, Лыткина — Галина Хвостикова, Соня — Наталья Дорошенко и Кузя — Лилия Дайнега) перевоплотились в участниц криминального квартета, вооружились хозяйственными сумками и отправились на дело. Хотя, с другой стороны, ничего странного в этом нет. Только представьте себе один день из жизни, скажем, терапевта поликлиники. Утром ты принимаешь пациентов в своем кабинете, после обеда наматываешь километры по городу, причем в любую погоду, чтобы вновь выслушивать жалобы, измерять температуру, назначать препараты. Вечером приходишь домой и падаешь от усталости, а завтра снова в бой. Актрисе Наталье Дорошенко удалось в ярких красках рассказать зрителю о суровых буднях врача. Или, к примеру, учитель русского языка и литературы в школе. В первом случае атаковали взрослые, а здесь тебя бросают на растерзание подрастающему поколению. Приходится выучить молодежный сленг, чтобы понимать собственных учеников. Впрочем, актриса Галина Хвостикова прекрасно справилась с поставленной задачей и стала «своей» в школьной тусовке. Как видите, нашим героиням крайне необходимо разнообразить серые будни. Ограбление банка – изумительный способ «тряхнуть стариной», доказать, что женщина «немного за 40» способна не только «дорожки песочком посыпать».

Режиссер спектакля рассказал зрителю историю, в которой нет места унынию, а вот юмора, музыки и теплых воспоминаний о юности предостаточно. Да еще и приправил все это дело острыми фразами, оригинально представил бывших мужей наших героинь. Действительно, стоит ли грустить о безвозвратно ушедшей молодости, когда можно натянуть на голову колготки, прыгнуть в старенький «запорожец» и помчаться навстречу приключениям!

Комментирование запрещено