Дневник XVII фестиваля Театров малых городов – 25 мая

За первые три дня жюри, участники и гости фестиваля успели посмотреть уже четыре конкурсных спектакля. И что интересно, три из них было так или иначе посвящено осмыслению истории XX века, его тоталитарных режимов и личной ответственности каждого человека.

Открывавший программу спектакль «Стояние Зои» молодежного театра-студии «Доминанта» из города Губаха Пермского края рассказал реальный исторический случай 1956 года с девушкой, обращенной в столб за богохульство.

Но пьеса Александра Игнашова получилась не столько про мистику, сколько про реакцию людей, страх перед чудом и попытки власти и НКВД любой ценой скрыть его от общества, так как непознанное, необъяснимое разламывает установленную ими картину мира.

«Собачье сердце» русского драматического театра «Мастеровые» из Набережных челнов тоже закончилось появлением людей с погонами, гибелью Шарикова и арестом профессора Преображенского.

Режиссер Семен Серзин превратил повесть Булгакова в фантастическую антиутопию, где поднимается тема ответственности ученых, и шире – интеллигенции за вскормленных ими «шариковых». Все смешалось в знаменитом Калабуховском доме: в сценографии Елены Сорочайкиной он оказался уже поверженным, опрокинутым на 90 градусов, а роль профессора Преображенского играла женщина, актриса Марина Кулясова. Почему так случилось, мы узнали у самого Семена Серзина:

«Признаюсь, сначала у меня просто не было подходящего актера на эту роль. А потом я объяснил для себя, что сегодня доктор Преображенский – это доктор Лиза, созидательная сила, которая хочет что-то сохранить, спасти среди всеобщего хаоса и разрушения. Я частично изменил финал, потому что думал не только о Булгакове, но и о его времени, о том, что потом случилось с этими людьми, пытавшимися противостоять режиму, куда они все отправились. Сначала спектакль заканчивался «Атлантами» Городницкого – такой светлой грустью и надеждой, что не все еще потеряно, но спустя год я понял, что это самообман, и заменил финальную песню на «Гражданскую оборону».

Спектакль по пьесе Мариуса фон Майенбурга «Камень» из Мирнинского театра, также дебютанта этого конкурса, рассказывает историю другого дома в Дрездене, пережившего несколько политических режимов, войну и бомбардировку, не раз менявшему хозяев.

Он вопреки всему остался целым, но жизнь нескольких поколений семьи в нем оказалась отравлена ложью, попыткой скрыть сотрудничество с фашистским режимом и выдать предательство за подвиг. Эту непростую пьесу решился выпустить в небольшом шахтерском городке молодой режиссер, ученик Глеба Фильштинского Ярослав Рахманин. Свой выбор он объяснил так:

«Я давно положил глаз на эту пьесу. Но решающим фактом для постановки стало то, что в двух шагах от театра стоит памятник Сталину, установленный совсем недавно. И мне хотелось хоть как-то побороться с этим, дать ответ усатому и его сторонникам. Конечно, действие происходит в Германии, и не все зрители транспонируют эту проблематику на нашу историю. Все-таки это рабочий городок с населением меньше 100 тысяч человек. Там люди не избалованы театром, но принимают спектакль очень хорошо. Там в шахтах, на алмазной добыче работают суровые мужики, но многие выходят из зала, вытирая слезы.»

Продолжение следует…

Марина Шимадина

 

Авторское право © 2022 Камышинский драматический театр
top