Следующий день на Фестивале оказался днем классики. Свои вольные или вполне традиционные интерпретации хрестоматийных произведений представили театры из Канска, Кудымкара, Нижнего Тагила и подмосковных Химок.
Канский драматический театр из Красноярского края привез в Камышин оригинальную версию «Господ Головлевых» Салтыкова-Щедрина с подзаголовком «страшная сказка».
Московский режиссер Артем Галушин перевел действие из психологического в мистический план, выстроив спектакль в стиле готического триллера, от которого по спине бегут мурашки. Такое необычное решение ему подсказала поездка на родину писателя.
«Этот спектакль родился из лаборатории, организованной в Канске Павлом Рудневым. Я давно хотел поработать с этим романом. Толчком стала биография Салтыкова-Щедрина.
Мы поехали с художницей спектакля Юттой Роттэ в Спас-Угол, увидели фамильное кладбище, единственную сохранившуюся церковь. Это был медвежий угол, куда новости доходили через год, глушь, болота. И сам дом был жутковатым. По описаниям, дети жили в комнатах с клопами без окон, спали с няньками на полу. То есть это отчасти автобиографический роман. И в спектакле мне хотелось сохранить эту атмосферу и в то же время рассказать историю семьи».
«Васса Железнова» из Коми-пермяцкого театра Кудымкара оказалась в чем-то созвучной канскому спектаклю — её жанр обозначен как триллер.
Петербургский режиссер Роман Коганович поставил первый вариант пьесы Горького, но решил её через хроники Шекспира, где семья стала местом боевых действий, моделью государства в состоянии борьбы за власть. Тем не менее, постановщик признался, что делал спектакль о России.
«Когда приезжаешь в город Кудымкар, попадаешь в довольно страшную реальность. Это выжженное поле, где все уничтожается ударными темпами. Я делал спектакль про это. Но моей главной задачей было раскрутить артистов, посмотреть на их возможности, дать им возможность повариться в совсем другом театре, нежели они привыкли. Это было для них необычно по ритму, стилю, способу работы. Что-то получилось, что-то нет. Но такие эксперименты всегда полезны.»
Еще одну свободную трактовку классики, на этот раз «Трамвая «Желание» Теннеси Уильямса, представил Нижнетагильский драматический театр.
Московский режиссер Владимир Скворцов перенес действие пьесы в 70-е годы XX века с музыкой диско, танцами, джинсами-клёш и весьма разношерстной публикой бедного цветного квартала, подпустив к финалу немного Болливуда. О своей работе над спектаклем
«С театром Нижнего Тагила я уже знаком, работал здесь над спектаклем «Мы, нижеподписавшиеся» по Александру Гельману с участием московских звезд – Анны Большовой и Анатолия Котта. Это был проект, направленный на объединение местных и столичных сил. А сейчас мне хотелось сделать постановку на прекрасную актрису театра Елену Макарову. Сначала это была история про Бланш-разрушительницу, но постепенно мы дрейфовали в сторону индийской мелодрамы. В конце концов, Теннесси Уильямса ставили все и везде, а мне хотелось поэкспериментировать с жанрами.»
Единственным коллективом, кто не позволил себе никаких экспериментов, был, как ни странно, Молодежный экспериментальный театр при МГИК «Мастерская Н. Л. Скорика», который базируется в Химках. В спектакле «Счастливчики», созданном целой режиссерской группой, пять чеховских рассказов о любви были представлены во вполне реалистической традиции, но в джазовом темпоритме и ансамблевом исполнении, где одно произведение плавно перетекает в другое, а артисты подхватывают друг у друга мелодию, как в коллективной импровизации.
Продолжение следует…
Марина Шимадина