24 мая
«Не везде нас так тепло принимают, как здесь. Но мы наглые и продолжаем гнуть свою линию, потому что осознаем важность этой миссии. Мы затевали фестиваль, чтобы увидеть и оценить общую картину театра в глубинке и способствовать его развитию. Это большая работа идет в течение всего года: мы не только проводим фестиваль, но и устраиваем лаборатории в театрах малых городов, посылая туда молодых режиссеров. Теперь некоторые из них уже участвуют в фестивале «Золотая Маска» — и это отчасти наша заслуга, я считаю. Мы добились Гранта Госдумы на техническое оснащение театров малых городов, поскольку везде очень старое оборудование. А современная техника в театре важна, чтобы говорить с молодым зрителем на одном языке».
В этом году на фестиваль было подано более 200 заявок, из них отобрано 16 театров, три из которых участвуют в конкурсе впервые – это Мирный, Нягань и город Губаха Пермского края. Помимо основной программы на фестивале пройдет серия образовательных лекций и мастер-классов по самым разным
темам от актерского мастерства до постановочного дела.
Жюри в этом году возглавляет не актер, как обычно, а режиссер – художественный руководитель Ярославского театра имени Волкова Евгений Марчелли. И снова в его составе народная актриса Ольга Остроумова. «Я благодарна фестивалю за то, что он вывел меня из кризиса. Был момент, когда я устала от театра, он показался мне устаревшим, исчерпанным. Но здесь я увидела прекрасных людей, которые работают на чистом энтузиазме, почти без денег, и делают потрясающие вещи! Открыла для себя несколько
интересных, талантливых режиссеров, с которыми хочется работать. Я поняла, что мы в Москве просто немного «зажрались». И театр России гораздо шире и разнообразней, чем кажется нам в пределах Садового
кольца».
Первый фестивальный день завершил гостевой спектакль московского театра «Практика» Black & Simpson.
Постановка Казимира Лиске основана на переписке двух реальных людей: преступника, отбывающего пожизненное заключение за убийство девушки, и ее отца, простого американского фермера, сумевшего простить своего врага. Не самая веселая история для открытия фестиваля, но актеры Александр Феклистов и Антон Кузнецов задали очень высокую планку, которой остальным участникам теперь придется соответствовать.
25 мая
За первые три дня жюри, участники и гости фестиваля успели посмотреть уже четыре конкурсных спектакля. И что интересно, три из них было так или иначе посвящено осмыслению истории XX века, его тоталитарных режимов и личной ответственности каждого человека.
Открывавший программу спектакль «Стояние Зои» молодежного театра-студии «Доминанта» из города Губахи Пермского края рассказал реальный исторический случай 1956 года с девушкой, обращенной в столб за богохульство.
Но пьеса Александра Игнашова получилась не столько про мистику, сколько про реакцию людей, страх перед чудом и попытки власти и НКВД любой ценой скрыть его от общества, так как непознанное, необъяснимое разламывает установленную ими картину мира.
«Собачье сердце» русского драматического театра «Мастеровые» из Набережных челнов тоже закончилось появлением людей с погонами, гибелью Шарикова и арестом профессора Преображенского.
Режиссер Семен Серзин превратил повесть Булгакова в фантастическую антиутопию, где поднимается тема ответственности ученых, и шире – интеллигенции за вскормленных ими «шариковых». Все смешалось в знаменитом Калабуховском доме: в сценографии Елены Сорочайкиной он оказался уже поверженным, опрокинутым на 90 градусов, а роль профессора Преображенского играла женщина, актриса Марина Кулясова. Почему так случилось, мы узнали у самого Семена Серзина:
«Признаюсь, сначала у меня просто не было подходящего актера на эту роль. А потом я объяснил для себя, что сегодня доктор Преображенский – это доктор Лиза, созидательная сила, которая хочет что-то сохранить, спасти среди всеобщего хаоса и разрушения. Я частично изменил финал, потому что думал не только о Булгакове, но и о его времени, о том, что потом случилось с этими людьми, пытавшимися противостоять режиму, куда они все отправились. Сначала спектакль заканчивался «Атлантами» Городницкого – такой светлой грустью и надеждой, что не все еще потеряно, но спустя год я понял, что это самообман, и заменил финальную песню на «Гражданскую оборону».
Спектакль по пьесе Мариуса фон Майенбурга «Камень» из Мирнинского театра, также дебютанта этого конкурса, рассказывает историю другого дома в Дрездене, пережившего несколько политических режимов, войну и бомбардировку, не раз менявшему хозяев.
Он вопреки всему остался целым, но жизнь нескольких поколений семьи в нем оказалась отравлена ложью, попыткой скрыть сотрудничество с фашистским режимом и выдать предательство за подвиг. Эту непростую пьесу решился выпустить в небольшом шахтерском городке молодой режиссер, ученик Вениамина Фильштинского Ярослав Рахманин. Свой выбор он объяснил так:
«Я давно положил глаз на эту пьесу. Но решающим фактом для постановки стало то, что в двух шагах от театра стоит памятник Сталину, установленный совсем недавно. И мне хотелось хоть как-то побороться с этим, дать ответ усатому и его сторонникам. Конечно, действие происходит в Германии, и не все зрители транспонируют эту проблематику на нашу историю. Все-таки это рабочий городок с населением меньше 100 тысяч человек. Там люди не избалованы театром, но принимают спектакль очень хорошо. Там в шахтах, на алмазной добыче работают суровые мужики, но многие выходят из зала, вытирая слезы.»
Продолжение следует…
26 мая
Следующий день на Фестивале оказался днем классики. Свои вольные или вполне традиционные интерпретации хрестоматийных произведений представили театры из Канска, Кудымкара, Нижнего Тагила и подмосковных Химок.
Канский драматический театр из Красноярского края привез в Камышин оригинальную версию «Господ Головлевых» Салтыкова-Щедрина с подзаголовком «страшная сказка».
Московский режиссер Артем Галушин перевел действие из психологического в
мистический план, выстроив спектакль в стиле готического триллера, от которого по спине бегут мурашки. Такое необычное решение ему подсказала поездка на родину писателя.
«Этот спектакль родился из лаборатории, организованной в Канске Павлом Рудневым. Я давно хотел поработать с этим романом. Толчком стала биография Салтыкова-Щедрина.
Мы поехали с художницей спектакля Юттой Роттэ в Спас-Угол, увидели фамильное кладбище, единственную сохранившуюся церковь. Это был медвежий угол, куда новости доходили через год, глушь, болота. И сам дом был жутковатым. По описаниям, дети жили в комнатах с клопами без окон, спали с няньками на полу. То есть это отчасти автобиографический роман. И в спектакле мне хотелось сохранить эту атмосферу и в то же время рассказать историю семьи».
«Васса Железнова» из Коми-пермяцкого театра Кудымкара оказалась в чем-то созвучной канскому спектаклю — её жанр обозначен как триллер.
Петербургский режиссер Роман Коганович поставил первый вариант пьесы Горького, но решил её через хроники Шекспира, где семья стала местом боевых действий, моделью государства в состоянии борьбы за власть. Тем не менее, постановщик признался, что делал спектакль о России.
«Когда приезжаешь в город Кудымкар, попадаешь в довольно страшную реальность. Это выжженное поле, где все уничтожается ударными темпами. Я делал спектакль про это. Но моей главной задачей было раскрутить артистов, посмотреть на их возможности, дать им возможность повариться в совсем другом театре, нежели они привыкли. Это было для них необычно по ритму, стилю, способу работы. Что-то получилось, что-то нет. Но такие эксперименты всегда полезны.»
Еще одну свободную трактовку классики, на этот раз «Трамвая «Желание» Теннеси Уильямса, представил Нижнетагильский драматический театр.
Московский режиссер Владимир Скворцов перенес действие пьесы в 70-е годы XX века с музыкой диско, танцами, джинсами-клёш и весьма разношерстной публикой бедного цветного квартала, подпустив к финалу немного Болливуда. О своей работе над спектаклем Режиссер Владимир Скворцов так рассказал о своей работе над спектаклем:
«С театром Нижнего Тагила я уже знаком, работал здесь над спектаклем «Мы, нижеподписавшиеся» по Александру Гельману с участием московских звезд – Анны Большовой и Анатолия Кота. Это был проект, направленный на объединение местных и столичных сил. А сейчас мне хотелось сделать постановку на прекрасную актрису театра Елену Макарову. Сначала это была история про Бланш-разрушительницу, но постепенно мы дрейфовали в сторону индийской мелодрамы. В конце концов, Теннесси Уильямса ставили все и везде, а мне хотелось поэкспериментировать с жанрами.»
Единственным коллективом, кто не позволил себе никаких экспериментов, был, как ни странно, Молодежный экспериментальный театр при МГИК «Мастерская Н.Л.Скорика», который базируется в Химках. В спектакле «Счастливчики», созданном целой режиссерской группой, пять чеховских рассказов о любви были представлены во вполне реалистической традиции, но в джазовом темпоритме и ансамблевом исполнении, где одно произведение плавно перетекает в другое, а артисты подхватывают друг у друга мелодию, как в коллективной импровизации.
Продолжение следует…
27 мая
Театры малых городов, подчас не имеющие собственного помещения и играющие в домах культуры и спортзалах, тем не менее, берутся за очень серьезный репертуар и делают спектакли столичного уровня. Примером тому – постановки из Нягани и Серова, сыгранные на фестивале в один день.
Няганский театр юного зрителя, единственный ТЮЗ на всю Ханты-Мансийскую область, который на время ремонта своего здания играет в спортзале старой деревянной школы, привез на фестиваль совсем не детский «Наш класс» – пьесу Тадеуша Слободзянека про уничтожение евреев в Польше. Но в стильной и выверенной постановке петербургского режиссера Александра Баргмана, сыгранной прекрасным актерским ансамблем, эта история получила более широкое звучание.
«Про ужасы Холокоста мы все, безусловно, знаем и помним. Но эта пьеса и о нас тоже. Мы все, будучи в детстве гармоничными созданиями, в любой момент ради выгоды или самосохранения можем превратиться в монстров. Сегодня я снова ощущаю в обществе агрессию и готовность к ненависти, к насилию. Под влиянием политических манипуляций и невыносимых жизненных обстоятельств мы легко превращаемся в зверей, которые дремлют у нас внутри.
Для Няганьского ТЮЗа было серьезным шагом взяться за такую сложную тему. Но они справились. Это уникальный коллектив с замечательными, пытливыми, жадными до работы артистами и сотрудниками. Здесь фантастическая атмосфера художественного сумасшествия и в то же время серьезности и нежности. И я счастлив, что мой друг, бывший художественный руководитель театра Николай Реутов, меня с ним познакомил».
Серовский театр драмы имени Чехова тоже представил на фестивале очень серьезную, интеллектуальную драматургию – «Калигулу» Альбера Камю в постановке Владимира Золотаря, который перенес действие в современный супермаркет, насытил его живым видео и альтернативной музыкой, а римского императора превратил в молодого бунтаря и почти рок-звезду.
«Это был эксперимент – выдерживает ли текст Камю такое глобальное снижение», — признался режиссер. Это история про современного молодого человека, который сталкивается со смертью и в силу кризиса начинает процесс саморазрушения себя и мира вокруг. Конечно, мы сильно рисковали, выпуская такой сложный материал в довольно сжатые сроки. В Серове очень хороший, умный и сильный театр, замечательная труппа.
Но в 77 лет он до сих пор не имеет собственного здания и играет в доме культуры,который во время нашего выпуска, к тому же, был на ремонте. Так что это было безумноеприключение. Я очень полюбил эту труппу, нам было вместе интересно.»
28-29 мая
Репертуар театров малых городов по разнообразию не уступает столичным: классика здесь сочетается с современными актуальными пьесами и малоизвестными текстами, которые многие режиссеры сочли бы несценичными и не интересными для широкого зрителя.
Театр «Поиск» из Лесосибирска, который в прошлом году победил на фестивале с «Мертвыми душами» и приезжал с ними в Москву, на этот раз представил на суд жюри спектакль Родиона Букаева «Просто так».
История из жизни одного детского сада, где молодого воспитателя голословно обвиняют в педофилии, была изначально поставлена по мотивам фильма Томаса Винтерберга «Охота». Но потом, с помощью драматурга Светланы Баженовой, коллизия была адаптирована к российским условиям.
«Когда мы начали разбираться с инсценировкой фильма, выяснилось, что весь этот культурный пласт, весь уклад жизни маленького датского городка абсолютно не ложится на наш менталитет. У нас может быть все что угодно кроме порядка, а там порядок – это главное. Там люди живут в доме, который построил их прапрапрадед. Но я понял это поздно, за неделю до премьеры, и уехал из Лесосибирска с чувством неудовлетворенности. А потом мы со Светланой Баженовой сделали другую инсценировку, нащупали главного героя, отказались от декораций и выпустили новую версию спектакля за две недели до фестиваля.»
Ачинский драматический театр привез в Камышин постановку Юрия Урнова по пьесе Рината Ташимова «Шайтан-озеро».
Грубая реальность 90-х годов с братками и бандитскими разборками здесь погружена в атмосферу абсолютной мистики – с древними легендами, оживающими призраками мертвых и прочими паранормальными явлениями. И оказалось, что они способны не только пугать и притягивать к себе любителей эзотерики, но и полностью преображать человека, пусть и на пороге смерти.
Столь же красивой и таинственной выглядит постановка знаменитого Минусинского драматического театра «Оттенки». Автобиографическая новелла эстонского классика Антона Таммсааре рассказывает историю одной гибельной страсти в приморском санатории. В спектакле Алексея Песегова обреченность любви перед лицом смерти выражена не столько словами, сколько неземными, завораживающими сценическими образами, созданными художником Светланой Ламановой.
Новокуйбышевский театр «Грань», также постоянный участник фестиваля, напротив, сыграл очень теплый, душевный спектакль «Старший сын», который был поставлен сначала в Москве, в Театре на Таганке, а потом перенесен на сцену «Грани». Режиссер Денис Бокурадзе изъял из пьесы Вампилова все приметы советского времени, детали быта, но оставил тонкую и нежную интеллигентскую интонацию 60-х годов, которую в спектакле поддерживают песни актера и барда Василия Уриевского, московского исполнителя роли Бусыгина.
«Изначально я этот спектакль хотел поставить у себя в Новокуйбышевске, но тогда не сложилось с главным актером. А потом меня пригласили в Театр на Таганке на лабораторию «Репетиции», и премьера вышла там. Но мне было важно, чтобы спектакль вернулся на родную сцену, где он был задуман. Так получились две этих внешне похожих,но все же разных постановки. И теперь мы даже обмениваемся актерами: наши актеры из «Грани» играют на Таганке, а московские артисты – у нас. И я рад, что спектакль несет свет и добро в двух городах – и в регионе, и в столице, где это особенно необходимо при ее безумном ритме и жестких, корыстных отношениях людей друг к другу.»
30 мая
Последний день фестиваля выдался самым насыщенным и жарким в прямом и переносном смысле: тренинги, спектакли, обсуждения и, конечно, церемония награждения!
С утра театр из Березников показал спектакль «Бог ездит на велосипеде» по пьесе Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной, написанной по реальным рассказам подростков. Тут публика оказались на сцене, буквально в самой гуще событий, а активная режиссура Дмитрия Акриша не давала никому расслабиться и отгородиться от проблем тинейджеров, страдающих от непонимания и нелюбви.
А вот Заполярный норильский театр с помощью современных технологий позволил зрителям перенестись совершенно в другие миры. Используя очки виртуальной реальности, режиссер Анна Бабанова показала и панорамы холодного Норильска, и подземные медно-никелевые шахты, и фантастические пейзажи плато Путорана, где, по легендам, находилась древняя страна Гиперборея.
Закрывал фестиваль спектакль «Пьяные» из Стерлитамака в постановке молодого московского режиссёра Антона Федорова. Пьеса Ивана Вырыпаева про «шепот господа в твоем сердце» явно нашла понимание среди камышинских зрителей и во многих местах вызывала сочувственные аплодисменты зала.
Ну а после спектакля состоялась торжественная церемония награждения! Жюри фестиваля во главе с режиссёром Евгением Марчелли выбрало лауреатов в пяти номинациях.
Номинация «Надежда»: Александра Божнева, театр «Поиск» (Лесосибирск), спектакль Радиона Букаева «Просто так».
Лучшая актриса: Анастасия Ефремова, Мирнинский театр, спектакль «Камень» Ярослава Рахманина.
Лучший актер: Даниил Богомолов, театр «Грань» (Новокуйбышевск), спектакль «Старший сын» Дениса Бокурадзе.
Лучший спектакль малой формы: «Наш класс» Александра Баргмана, Няганский ТЮЗ.
Лучший спектакль большой формы: «Собачье сердце» Семена Серзина, театр «Мастеровые», Набережные Челны.
Кроме основных призов на церемонии были вручены также специальные награды.
Спецприз оргкомитета фестиваля: спектакль «Бог ездит на велосипеде» Дмитрия Акриша, Березники.
Приз Ассоциации театральных критиков: Радион Букаев, спектакль «Просто так», Лесосибирский театр «Поиск».
Спецприз губернатора Волгоградской области: спектакль Алексея Песегова «Оттенки», Минусинский драматический театр.
Спецприз главы города Камышин: спектакль «Просто так», Лесосибирский театр «Поиск».
Приз Петербургского театрального журнала: спектакль «Камень», Мирнинский драматический театр.
Спецприз председателя жюри Евгения Марчелли: актриса Ксения Палешева, спектакль «Стояние Зои» драматического театра Губахи.
Фестиваль окончен! До встречи в Москве, на спектаклях-лауреатах большой и малой формы «Собачье сердце» и «Наш класс», которые будут показаны грядущей весной в Театре Наций.
Марина Шимадина