Slideshow

“В Камышине я стал актером”

“Король эпизодов? Зато король!”
Ушел из жизни народный артист России Михаил Светин, ушел, не дожив до своего 85-летия и юбилейной премьеры всего несколько месяцев. В этом, наверно, и есть актерское счастье – актеры уходят из жизни, но остаются на экране. Михаил Семенович Светин сыграл сотни ролей в кино, в том числе в фильмах ” Афоня”, “Чародеи”, “Любимая женщина механика Гаврилова”, “Человек с бульвара Капуцинов”. Он снимался у Марка Захарова, Георгия Данелия, Леонида Гайдая. Каждая его фраза, им же придуманная, уходила в народ. В маленьких, эпизодных ролях он как-то всегда выходил на первый план и запоминался. ” У него был абсолютный слух на правду жанра комедии”, – вспоминает режиссер Алла Сурикова. Бессменный Карлсон, настоящий, с кнопкой, с пропеллером, он ел в антракте конфеты, которыми его задаривали дети, – нельзя было, чтобы ребятня усомнилась, что он сладкоежка. Маленький, некрасивый, с киевским говорком – его приглашали в цирк на роль клоуна, он играл гномов, королей. Играл сочно, ярко, заразительно.

Скверный характер
Про него говорили – ребенок-вундеркинд. В три года он смешно танцевал фокстрот, читал пародии, разыгрывал сценки перед гостями. Закончив в Киеве музыкальное училище, Михаил поехал в Москву. Маленький смешной человек, мечтавший стать Чарличаплиным, не получил актерского образования – его попросту не приняли ни в один из театральных вузов. Но был еще кумир Аркадий Райкин, и Светин сумел обратить внимание Мэтра на себя. Через месяц, однако, он был изгнан из театра. Его приглашали известные режиссеры, предлагали интересную работу, но Михаил нигде долго не задерживался. Дерзкий, самонадеянный, недисциплинированный, он учил всех вокруг жить и как будто специально саботировал все посланные ему судьбой шансы. Потом раскаивался, сожалел о случившемся, виня во всем свой мерзкий характер.

“Мои университеты”
Была в Москве так называемая актерская биржа. В саду имени Баумана собирались директора, режиссеры, администраторы театров. Вот там и свела судьба Михаила Светина с директором Камышинского драматического театра Ефимовым. Михаилу тогда было все равно, куда он едет, где будет жить, сколько получать. Лишь бы на сцену, лишь бы играть. Город оказался маленьким и пыльным, а вот театр, располагавшийся в здании бывшего Купеческого собрания, прямо над обрывом Волги, был просторным и уютным. Сразу полюбил Михаил и театр, и Волгу, и актерскую братию. Режиссер Павел Джапаридзе представил Михаила труппе, дал роль. И началась работа. Молодой артист проводил в театре все свое время, здесь же спал на любезно предложенной кем-то раскладушке. Он хорошо помнил первый свой спектакль “Брак поневоле”, в котором играл ревнивого старикашку, забавного такого человечка. Зал был набит битком. Его вызывали на “бис” много раз. И он выходил на равных с заслуженным артистом РСФСР Иваном Гуро, молодой актрисой Брониславой Проскуриной, которая вскоре стала его женой. Много лет спустя народный артист России Михаил Светин скажет: “Моими педагогами были мои коллеги-артисты, а экзаменаторами – зрители. Я стал актером в Камышине”.

Помним, любим, гордимся…
В театральной энциклопедии написано: “Михаил Светин работал актером в театрах Камышина, Кемерово, Петропавловска, Пензы, Петрозаводска”. Вот так одной строкой обозначены двенадцать лет странствий артиста по провинциальным театрам России. Для камышан, для артистов драматического театра очень важно осознание этого факта – здесь у нас начинал большой Мастер сцены и кино. Пожелтевшие афиши и газетные рецензии могут рассказать очень много о жизни театра второй половины прошлого века, о жизни молодого Михаила Светина. Сколько ролей сыграно здесь, как заливался зал от смеха, когда выходил артист на сцену, как стали в городе его узнавать. После спектаклей частенько устраивали творческие встречи, делились впечатлениями. А первая и единственная любовь – это ведь тоже наша камышинская история. Что нашла в нем, маленьком смешном человеке, семнадцатилетняя красавица? Они прожили вместе более пятидесяти лет, вырастили дочь, вынянчили внучек. По сути дела, человек одинокий и не очень удачливый, только жене доверял Светин самые сокровенные мысли свои, с ней выходил на сцену в Ленинградском Театре Комедии, которому служил до конца.
Он шел по лестнице все выше и выше, а мы следили за его восхождением, гордились и радовались за артиста. Немного сожалели? Да нет. Его герои, его персонажи, забавные и серьезные, добродушные и с хитрецой, безобидные и пакостники – они остались, они живут на сцене нашего театра, и новое поколение артистов продолжает дело Михаила Светина, и по прежнему гремит зал, не смолкают аплодисменты, горят огнем глаза зрителей на премьере, открывавшей чью-то новую театральную судьбу.

С. Каленова

 

Авторское право © 2025 Камышинский драматический театр
top