Людмила КУРСЕКОВА
Вот уже больше месяца на малой сцене Камышинского драматического театра с успехом идет спектакль по рассказам Василия Шукшина «Светлые люди» – билеты на него разбираются полностью. Город у нас маленький, новости распространяются быстро, а в соцсетях камышане делятся своим мнением о новой работе театра – «Вот что надо ставить!», «На эту постановку обязательно надо сходить!»….
Спектакль поставлен режиссером Александром Штендлером по рассказам Василия Шукшина «Раскас», «Сапожки», «Мой зять украл машину дров», «Микроскоп», «Сельские жители». Герои рассказов – самые обычные жители российской глубинки, те, что олицетворяют собой само понятие – российский народ. Время, описанное в этих рассказах, относится к 60-70 годам прошлого века, то есть, то самое, «доперестроечное» время, по которому сейчас поколения советских людей испытывают ностальгические чувства.
Многое с тех пор поменялось, но, на афише спектакля его жанр обозначен как «рассказы про нас». Потому что, по большому счету, в жизни простого народа мало что поменялось. Все, что происходит с героями рассказов Шукшина, актуально и в наши дни. Народ, как был беден, так и продолжает оставаться таковым. И как у героев рассказа «Сапожки», при видите ценника на женские кожаные сапоги у наших современников и современниц непроизвольно вырывается – «О,ё-ё-ё….» И по-прежнему, в некоторых семьях происходят скандалы, подобные тому, что случился у героев рассказа «Мой зять украл машину дров», когда семейного бюджета не хватает, чтобы обновить гардероб обоим супругам одновременно.
А какой муж сегодня не «ныкает» от жены деньги из своей зарплаты на свои какие-то увлечения, как это сделал герой рассказа «Микроскоп»? И какая жена не возмутится поступком мужа, когда она откладывает «копейки» с каждой зарплаты, чтобы собрать ребенка в школу?
Правда, основной смысл рассказов не в этом, а в том, как в данной житейской ситуации раскрывается характер героев, и что, на самом деле, в этой жизни главное. Что же? Это открылось герою рассказа «Сапожки», когда он купил жене в подарок сапоги по цене «полмотороллера». Эмоции, которые переживали актеры, сыгравшие главных героев рассказа, были настолько правдивы и искренни, что даже прошибли на слезу их партнера, находившегося на сцене…. Это не ускользнуло от зрителей, которые тоже растрогались. Вот ведь чем хорош малый зал, заметны малейшие эмоции артистов.
И голос за кадром перед началом спектакля просит отключить мобильные телефоны, потому что это мешает «нет, не игре, а жизни актеров на сцене», нисколько не обманывает! Именно так и есть! Живут! А ведь поначалу, услышав это утверждение, хотелось слегка усомниться – «Ой, ли?» Потому что профессия у нас, журналистов, такая: во всем сомневаться обязывает. Все ждут от нас критики, но тут «придраться» оказалось не к чему. Наоборот, впечатления самые приятные!
В спектакле заняты молодые и очень талантливые артисты – Дарья Манвайлер, Николай Дубровин, Юрий Юдин, Петр Суханов, Светлана Юдина. Весь спектакль построен по принципу короткометражных фильмов, следующих один за другим, и времени на перевоплощения из одного героя в другого у артистов нет. Все происходят мгновенно, на глазах у зрителей, но созданные артистами образы настолько достоверны, что, уж не знаю, как Станиславский, а я – «Верю!»
Оформление спектакля минимально. Но на фоне этого минимализма ярче видно мастерство актеров – выразительные интонация, мимика, жесты, а главное – глаза. Их хорошо видно из зала, в большом зале не было бы такого эффекта.
А как освоили своеобразный язык шукшинских героев артисты! По сути, этот спектакль не что иное, как чтение в лицах, но в каких! Мое мнение – артисты значительно выросли профессионально на этом благодатном материале и под грамотным руководством режиссера-постановщика Александра Штендлера. Думаю, будет очень большой ошибкой как самого театра, так и нашего городского руководства, НЕ сделать все возможное, чтобы он остался работать в нашем театре! Это человек, который по-настоящему болеет за наш театр, и за сравнительно короткий срок очень многое для него сделал. Если посмотреть на репертуар ноября, то все взрослые спектакли, за исключением двух, поставлены Александром Штендлером.
Надеюсь, как и очень многие камышане, что Александр Вадимович продолжит работу в нашем театре. У меня есть и пожелание к нему, которое возникло под впечатлением от «Светлых людей». Было бы хорошо по такому же принципу поставить для детей спектакль по рассказам Носова – «Мишкина каша», «Фантазеры», «Телефон» и другим. И тоже непременно в малом зале. Это было бы интересно детям, которые уже выросли из возраста 2+ или 3+. А пока что в репертуаре театра для детей есть только сказки, и в основном, все они рассчитаны на самых маленьких.
Возвращаясь к спектаклю «Светлые люди», нельзя не отметить оформление «задника» сцены. Всю стену занимает картина главного художника театра Александра Саблина «Сеятель правды», которая своим названием и содержанием как нельзя лучше характеризует Василия Макаровича Шукшина, как писателя, кинорежиссера, актера и сценариста. В 2019 году заслуженному деятелю искусств РСФСР исполнится 90 лет.
Спектакль «Светлые люди» поставлен в рамках федерального проекта «Театры малых городов» партии «Единая Россия». В рамках этого же проекта театр готовит спектакль по пьесе современного драматурга Игоря Афанасьева «Запретный плод», премьера которого состоится уже 30 ноября, и тоже в малом зале.
Судя по аннотации, размещенной на сайте театра, это будет спектакль «с захватывающим сюжетом, и в то же время, наполненный очень важным смыслом». Это – «доверительный разговор об отношениях мужчины и женщины, о любви, о детях, о Боге. О чем-то самом-самом сокровенном и главном в жизни».
В спектакле заняты артисты Светлана Смирнова и Александр Ферхов. Режиссер-постановщик Евгений Бакин. Ждем с нетерпением!