Ольга КОЛОТОВКИНА
Театр не стоит на месте – и как явление вообще, и наш Камышинский драматический в частности. В этом году у нашего театра юбилейный – 110-й сезон. Новый занавес, новые кресла в обоих залах – театр дышит, живет и развивается, ставит новые спектакли. В Международный день театра хочется поздравить всех, кто причастен к созданию и показу спектаклей – и властителей сцены, и мастеров закулисья – и пожелать им творческих успехов и полных залов.
Мы приходим в театр весело посмеяться над комедией. Мы сочувствуем неуклюжей любви мужа-пенька, от которого ушла жена. Мы понимающе вздыхаем над женой, желающей получше пристроить своего мужа вместе со всем его хламом. Мы всю жизнь учимся в театре сопереживанию. Мы примеряем на себя роли и образы. И очень часто видим на сцене себя. Театр – это большое и поэтому яркое зеркало нашей жизни, и мы приходим сюда не только культурно отдохнуть и выгулять нарядное платье, но и посмотреть на себя из зрительного зала – посмеяться, поплакать, умилиться, удивиться, понять что-то новое в жизни и в себе.
Посмотреть на себя и ужаснуться приходится героям спектакля по пьесе Жан-Поля Сартра «За закрытыми дверями», премьера которого прошла в середине марта. «Взаперти» – один из вариантов названия пьесы. Она была написана в жанре трагического фарса в 1943 и впервые поставлена в 1944 году. Но она могла быть создана и в любом другом году или веке – человек начал грешить очень давно и не спешит исправляться. Кроме того, люди всегда были социальными существами, и каждому крайне важна его роль в обществе. Очень часто человек выдаёт себя за того, каким он хотел бы казаться в своём окружении. А здесь, в адском круге собственной совести, не нужно играть никаких ролей, люди здесь «голые, как черви» – всем видна их истинная сущность и нет причины притворяться и лгать.
– Добро пожаловать а ад! – зловеще приглашает нас Коридорный (актёр Алексей Лобойко), однако мы не видим никаких привычных нашему воображению атрибутов этого зловещего места.
Итак, жизнь Гарсэна оборвалась двенадцатью пулями, и он попадает – ну, или душа его, если хотите – в комнату без окон, вероятно, теперь навсегда. Вскоре к нему присоединяются Эстель и Инэс. Между ними завязывается общение, и выясняется, что у каждого из них за душой есть поступки некрасивые, есть гадкие, а есть и преступления.
Они много разговаривают, но повлиять на ход жизни уже не могут – они «отсутствуют» в ней. Они создают своё маленькое общество и превращают его в свой собственный небольшой, но бесконечно мучительный ад. В этой комнате вся человеческая неискренность, все ложные представления о себе слетают с любого, как шелуха. И вот человек отражается в зеркале восприятия другого. Не ожидая увидеть и узнать себя таким, человек обнажён и ошеломлён – он узнаёт, как сильно он ошибался в оценке своей истинной сущности. Вот где ад! И каждый здесь смотрится в это зеркало до изнеможения и не может оторваться от этого душераздирающего занятия, находясь за закрытыми дверями своей внутренней несвободы.
Ситуация не из простых – трое чужих, неприятных друг другу людей, обречены вечно быть вместе. Они стали друг для друга судьями и палачами, стали ежесекундным напоминанием о грехах и преступлениях, совершённых ими при жизни. Может быть, они пройдут это чистилище и души их найдут отдохновение и забвение в райских кущах? Спектакль нам такой надежды не даёт – мука, вечная мука предстоит этим троим, и нельзя её прекратить, даже убив себя – такое здесь не пройдёт: они уже мёртвые! Ни нож, ни верёвка здесь не помогут! В общем, концовка безрадостна. Такой сюжет можно было ожидать от религиозного человека в качестве назидания: вот смотрите, что будет с вами после смерти, если будете грешить на земле! Однако думается, что автор размышлял о другом. Наверняка он хотел показать мир человеческих взаимоотношений с малопривлекательной стороны. Хотел доказать, что в любой ситуации человек обладает свободой вести себя достойно. И как это трудно – быть на высоте, сорвав с себя все маски и представ перед всеми – и прежде всего перед собой – во всей своей неприглядности.
Герои не находят в себе мужества признать свою вину полностью, нет в их душах очищающего раскаяния, но они с энтузиазмом судят других и нападают друг на друга с обвинениями. Им уготована адская мука – слышать голос совести, который прорезался только сейчас, когда уже ничего нельзя изменить и ни на что повлиять. И нельзя выйти из этой ужасной комнаты, даже когда дверь открыта. И они танцуют, и танцуют, и танцуют втроём своё страстное адское танго взаперти.
Хороший, интересный этот новый спектакль. Удивительно, как такая тяжёлая пьеса – философская, психологическая – легко и естественно легла на музыку танго, превратив её в танго-спектакль. Надо отдать должное хореографу спектакля хорошо известной в Камышине Манон Меликовой. Она показала наших артистов такими пластичными, такими танцующими; кажется, будто самое главное в спектакле не сказано, а станцовано.
Очень здорово, когда с нашими актёрами работают «заезжие» режиссёры. В этом сезоне нас уже порадовал режиссёр из Волгограда Дмитрий Матыкин, поставивший в нашем театре «На всякого мудреца довольно простоты». Очень хороший спектакль по пьесе Александра Николаевича Островского, наша классика. Молодые и приезжие видят наших актеров своими глазами не так, как привыкли видеть мы, не в привычных амплуа, и нам преподносят наших любимцев по-новому, показывают и открывают нам новые грани таланта наших актеров. Вот и режиссер спектакля «За закрытыми дверями» Павел Лаговский, тоже из Волгограда, показал нам наш театр, танцующий в ритме танго, на высоком нерве, практически на надрыве. Яркая, эмоциональная игра актёров захватывает, держит в напряжении. Просто поражаешься, как они выдерживают такую серьёзную физическую нагрузку – очень много танца, много движения, много сильных эмоций.
Светлана Смирнова, Светлана Олейник, Светлана Юдина, Артём Буняков исполняют главные роли. В спектакле также заняты Екатерина Тяглик и Ирина Панишева, артистки вспомогательного состава. Музыкальное оформление Александра Ферхова. Спектакль непростой и поэтому очень интересный, думаю, камышане уже оценили его. Кроме того, одну роль – Инэс – исполняют две актрисы, то есть сегодня играет одна, а, допустим, через неделю – другая. Для камышинских театралов это хороший повод сходить на спектакль ещё раз.