Валентина СИВКОВА
На малой сцене Камышинского драматического театра – премьера. Режиссер Александр Штендлер вынес на суд зрителей весьма необычный спектакль, поставленный по рассказам В. М. Шукшина, юбилей которого будет отмечаться в будущем году. Следует отметить, что спектакль создан в рамках проекта «Театры малых городов» партии «Единая Россия».
«Светлые люди» – удивительно точное название для характеристики шукшинских персонажей. Они искренни, доверчивы, порой непоследовательны, но по-своему харизматичны и притягательны. У каждого из них свой способ жить, чувствовать, отстаивать свое достоинство и право на собственную непохожесть. Но как объединить столь разноплановых героев в рамках единого сценического действа? Забегая вперед, скажу, что А. Штендлеру это удалось сполна. На наших глазах актеры творят поистине чудеса перевоплощения. Светлана Юдина проходит путь от самовлюбленной кокетки, сбегающей от мужа с приезжим офицером («Раскас»), до стервозной тещи, которая по любому поводу строчит на зятя заявления в милицию («Мой зять украл машину дров»). Походка, мимика, интонации, минимальные перемены во внешнем облике – этого вполне достаточно, чтобы зритель поверил в магию лицедейства.
Несмотря на непохожесть шукшинских «чудиков» на героев-интеллигентов русской классики, им тоже хочется вырваться за пределы обыденности. Зачем персонажу «Микроскопа» этот дорогостоящий предмет? Оказывается, им движет благородный, хотя и наивный замысел – найти способ борьбы с микробами. Николай Дубровин щедрыми мазками создает образ «ученого соседа» новой формации.
Шукшинским героям хочется внести в атмосферу вялотекущего быта разнообразие, интерес, подкрасить жизнь себе и близким. Прекрасно понимает сельский житель (актер Юрий Юдин), что его жене некуда носить лакированные сапожки на «шпильке», но стихийное желание сделать приятное любимой женщине выше доводов здравого рассудка. Какая горечь написана на лицах супругов! Однако изящная пара обуви, которую невозможно использовать по прямому назначению, становится своеобразным индикатором семейных отношений.
А какое разнообразие характеров представляет в спектакле Дарья Манвайлер! Хохотушка-секретарша в редакции местной газеты («Раскас»), жена новоиспеченного «исследователя микроорганизмов» («Микроскоп»), бесправная великовозрастная дочь и одновременно жена «дебошира» («Мой зять…»), обладательница сапожек в миниатюре по одноименному рассказу и, наконец, бабка Маланья в «Сельских жителях». Приближенность сцены в малом зале дает возможность наблюдать за мимикой актеров. У Дарьи Манвайлер, кажется, даже не пять, а добрый десяток лиц. Чего стоят ее расширяющиеся глаза в сцене общения с соседом, который живописует ужасы последствий авиаперелетов. А какова она в гневе («Микроскоп»)! Сразу видно, кто в доме хозяин. Спокойные и эксцентричные, возмущенные и отходчивые, веселые и горюющие – ее героини трансформируются на глазах, воплощая в себе многообразие женских характеров. И все это при минимальном использовании внешних атрибутов. Цветная шалька на плечах, платок, надвинутый на лоб, – этого достаточно, чтобы зритель поверил в условный переход актрисы из образа цветущей селянки в образ бабки Маланьи.
Юрий Юдин и Николай Дубровин – актеры острохарактерные. Им по плечу любые роли. В «Светлых людях» они безупречно точны. Кажется, что шукшинские персонажи созданы специально для них. Одновременно смекалистые и наивные, открытые и не лишенные хитринки, герои Шукшина в их исполнении необыкновенно притягательны именно своей узнаваемостью.
Стало уже общим местом говорить, что каждый из шукшинских персонажей имеет свою «изюминку». Но ведь это действительно так. Они противятся усреднению, они не хотят скользить по накатанной плоскости. Их почва – это та народная нравственность, которую подчас приходится утверждать нетрадиционными методами. У Петра Суханова – самого молодого актера – в спектакле тоже несколько ролей. Здесь он и сын счастливого обладателя микроскопа, и внук бабки Маланьи. Но самый яркий его образ – водитель Венька, у которого украли мечту. Пятнадцать лет он добросовестно крутил баранку, содержал жену и тещу, а вот не посчитались с ним – растранжирили денежки, которые он собирал по копейке, чтобы приобрести однажды кожаное пальто – предмет многолетних вожделений. Его наивный акт семейного возмездия несет отголоски традиционного «русского бунта», уж если не беспощадного, то определенно бессмысленного. Печальное завершение этого фрагмента спектакля окупается сознанием того, что Веньке все же удается одержать нравственную победу. Петр Суханов чрезвычайно убедительно играет роль скромного труженика – «маленького человека» с большой душой.
О внимании именно к внутренней сущности человека Шукшин не раз напоминал своим соотечественникам: «Главное, про душу не забывайте…» Создатели спектакля почувствовали автора на ментальном уровне, сумев передать дух его рассказов. Сколь бы ни были отдалены герои Шукшина по времени, в чем-то мы люди общего опыта и единых корней. Не случайно художник Александр Саблин использовал для оформления сцены ранее написанную им картину «Сеятель». Ведь именно они, шукшинские герои, – истинные хозяева земли, труженики и кормильцы.