
Ольга КОЛОТОВКИНА
В Камышинском драматическом театре в рамках федерального проекта партии «Единая Россия» «Театры малых городов» успешно прошла премьера спектакля «Светлые люди» по рассказам В. М. Шукшина.
Пять рассказов – «Мой зять украл машину дров», «Сапожки», «Сельские жители», «Раскас» и «Микроскоп» – легли в основу разговора о нас с вами. Именно так позиционирует жанр спектакля режиссёр Александр Штендлер. Беды и радости, чувства и переживания героев понятны зрителю – любая из ситуаций, о которых рассказывает спектакль, может случиться с каждым из присутствующих. И в то же время мы смеёмся над шукшинскими персонажами. С этим «пеньком» не хочет жить красивая и культурная жена, и брошенный муж в порыве переживаний пишет «Раскас»… Другой купил жене дорогие сапоги – без примерки, по первому порыву души. Наверное, каждому хоть раз в жизни приходили такие мысли: «Вот так живёшь… всё думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо, легко. А время идёт… И так и подойдешь к той ямке, в которую надо ложиться, – а всю жизнь чего-то ждал. Спрашивается, какого дьявола надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать?» «Нет, не в сапожках дело, конечно, дело в том что… Ничего. Хорошо». И радуешься вместе с героями, и боишься спугнуть «это хорошее состояние, эту редкую гостью-минуту».
Третий приобрёл себе диковинную штуку – микроскоп… «Герои моих повестей и рассказов – это люди простые, но всегда неравнодушные, ищущие», – говорил Василий Макарович. Жена не оценила поисков: «Скважина ты кривоносая!» – повезла прибор в комиссионку, и он вздыхает – тоже правильно, ребятишкам пальтишки к зиме купить надо, да… А этот отчаянно борется со стервозной тёщей. А вот «бабонька» с внуком собираются в Москву, да с опаской перед столичным городом, а что поделаешь – сельские жители. Шукшинские «чудики» чисты душой, порою до наива, просты и чрезвычайно глубоки – одновременно. Они не боятся быть собой, даже в дурацких ситуациях, и смеёшься над ними, и горюешь с ними, и любишь их – такими, какие они есть.
Спектакль получился очень ярким. Во-первых, в который раз хочу сказать спасибо тому, кто придумал ставить вечерние спектакли на малой сцене. Здесь всё близко, здесь зритель дышит с актёрами одними молекулами воздуха, здесь создаётся некий эффект присутствия и поневоле ощущаешь себя участником происходящего. Во-вторых, играют актёры очень хорошо. И каждый в отдельности, и все вместе. В спектакле заняты Дарья Манвайлер, Светлана Юдина, Юрий Юдин, Николай Дубровин и Пётр Суханов. Это просто надо увидеть, как в течение одного спектакля ребята пять раз (!) перевоплощаются, начинают играть совершенно другую роль, жить другой жизнью.
Надо отдать должное режиссёру. Александр Штендлер сумел скомпоновать, расположить, слить все пять рассказов в одну песню – простую и понятную песню о нас самих, где вместе с героями мы пытаемся «понять своё жизненное назначение, смысл своего бытия».
Заключительным аккордом звучит голос Шукшина: «Глянь, сколько хороших людей кругом! Надо жить, надо бы только умно жить…».