Марина КАРАВАЕВА
В Камышинском драматическом театре 8 октября состоялась премьера «Прошлым летом в Чулимске». Спектакль поставлен режиссером из Волгограда Юлией Мельниковой по одноименной пьесе советского драматурга Александра Вампилова. В год 85-летия писателя и 50-летия со дня трагической гибели.
Да… «прошлым летом»… Уж не тем ли что только-только уплыло в вечность? Нет… Произведение написано автором в далеком 1971-ом. Опубликовано уже после смерти Вампилова, в 1972-ом… Что и говорить, немало годков минуло с того лета, когда юная официантка Валентина (артистка Екатерина Штонда) из таежного поселка Чулимска упорно чинила палисадник, окружающий буфет, где работала. Людям лень было обходить нехитрую изгородь…
И любила… Строгого, но обаятельного следователя Шаманова (артист Юрий Юдин). И даже нашла в себе силы признаться мужчине в своем чистом первом чувстве. Директор драматического театра Маргарита Сенчук в приветственном слове перед спектаклем подчеркнула: Камышинский драматический театр стоял и будет стоять на стороне традиционных ценностей, – неизменных, пришедшим из давних времен, правильных…
Маргарита Федоровна не поднялась, как бывало в таких случаях, на сцену. Говорила, стоя рядом со зрителями, без микрофона. «Чтобы не нарушать атмосферу». «Над ней» возвышался Чулимск, с его «знаменитостью» – местным буфетом (чайной), расположенным в старом бревенчатом доме… Лаконичные сценические декорации. Но какие говорящие.
Человеку необходим человек
Вампилов назвал повествование драмой. Верно. Любовь никогда не бывает без грусти, слез, страха потери и самих потерь… Об этом свидетельствует конфликт пьесы, который, как написано в театральной программе, заставил заплакать даже самых стойких зрителей.
Воспользовавшись предложением тех театральных критиков, которые предлагают сузить определение жанра до «драмы нравов», поговорим о том, как справился со сложной задачей дружный творческий коллектив. Разговор невозможен без режиссера Юлии Мельниковой, которая тоже была в зрительном зале в день премьеры.
«В спектакле просматривается сразу несколько тем: безответной любви, разрушающей любви, отцов и детей. Но самое главное – мысль о том, насколько человеку необходим человек», – Юлия тщательно подбирает слова, чтобы как можно точнее охарактеризовать работу.
«Человек может быть счастливым только проявляя сострадание к ближнему. Все кроется в сострадании к ближнему! Как сказал Антон Павлович Чехов: «Пока человек чувствует боль — он жив. Пока человек чувствует чужую боль — он Человек». Удивительные мысли! Как они нужны сейчас людям!
Зов совести
«Провинциальная история о том, на что способны люди в борьбе за свое счастье, и о том, как далеко может зайти предательство, особенно если ты предаешь самого себя. О силе и бессилии веры, надежды и любви. Об упрямой девочке, спасшей душу любимого…», – это, если коротко.
Чтобы узнать и понять содержание глубже, нужно идти в театр и смотреть спектакль лично. Как и для того, чтобы согласиться (или нет) с режиссерским мнением о том, что «к финалу каждый персонаж выходит за пределы своего личного восприятия происходящего, становится выше, чище…».
Это, пожалуй, главное в произведениях Вампилова: глубинное размышление о том, может ли человек договорится со своей совестью или все еще готов идти на ее зов? Если попытается договориться, то попросту погибнет! Следователь Шаманов (артист Юрий Юдин) сумел выйти за пределы собственных переживаний.
По звонку из города он все же уезжает на суд, в качестве свидетеля по делу, которое некогда «сломило» его, увело в маленький, позаброшенный Чулимск. То есть, поступил по справедливости. Это дает зрителю надежду, что и роковая ошибка Валентины, любовь которой вернула душу Шаманова к жизни, не станет завершающим аккордом зарождающихся отношений…
Распределение – в точку
«Я считаю, что с распределением ролей попала в точку. Каждый артист глубоко почувствовал своего персонажа», – говорит Юлия Мельникова. С ней невозможно не согласиться! Как и с ее дальнейшими размышлениями. Юная актриса Екатерина Штонда (Валентина) сделала большой шаг вперед в творческом развитии.
Режиссер и актриса искали и нашли те самые чувственность, наивность, которых так мало в современной молодежи. Она так рано взрослеет! Евгений Черепанов (Пашка) неожиданно (даже для постановщика Юлии Мельниковой) остро почувствовал всю боль и отчаяние своего героя.
Если бы не произошла осечка, Пашка бы убил соперника, до чего дошел человек в состоянии собственной безысходности! Он борется за любовь. насколько хватает его интеллекта. Но борется! Актриса Светлана Смирнова (Кашкина) – очень темпераментная, умная.
Она смогла сделать свою героиню многогранной. Аптекарша Кашкина, с которой встречается Шаманов, всячески пытается спасти свою любовь. Однако, в конце концов, как всякая умная женщина, отпускает ее. «Я сострадала героине Светланы, ее горькому желанию быть счастливой», – признается Юрия Мельникова.
Мощная «троица»
Актриса Галина Хвостикова (буфетчица Хороших, мать Пашки) сумела соединить в образе воедино и чувственность, и материнскую любовь, и свою человеческую позицию. С одной стороны героиня стремилась отстоять свое женское счастье, с другой – терзалась неизбывной любовью к непутевому сыну…
«Галина Хвостикова – мудрая актриса. Работа с ней шла весьма продуктивно. Мы были на одной волне. Что-то вносила в образ я, что-то – она. И нас обеих все устраивало», – делиться впечатлениями от работы с актерской группой режиссер-постановщик.
Дергачев – умелый плотник и муж Хороших (актер Юрий Щербинин) и эвенк, таежный житель Еремеев (заслуженный артист Российской Федерации Николай Штабной) дорожат дружбой друг с другом. Благодаря прекрасной игре артистов зритель искренне поверил в это.
Николай Штабной сумел передать блаженность, искренность, открытость прямоту, душевность своего героя. Каждая фраза проводника геологов, год назад схоронившего жену, человечна, тепла. Режиссер отметила, что актер почувствовал, каким будет персонаж с первых репетиций.
Нашли общий язык
«Юрий Щербинин и Николай Штабной настолько уникальные! У нас в волгоградских театрах нет таких типажей! Такая органика, такая мощь! Когда я впервые увидела их, поняла, что буду отталкиваться от их ощущений! От всей этой «троицы» – Щербинин, Штабной, Хвостикова – исходит такая энергетика!», – это слова Юлии Мельниковой. Но, думается, и многих из зрителей спектакля – состоявшихся и потенциальных.
Всю беседу режиссер восхищалась актерским ансамблем: «Мы нашли общий язык с первых репетиций, я всем сердцем принимала интересные дополнения, видела горящие глаза. Чувствовалось, насколько актеры влюблены в творчество Вампилова».
По мнению режиссера у актера Юрия Юдина (следователь Шаманов) впереди немало ролей в Камышинском драматическом театре, настолько он умен, чувствует глубину материала, живет драматургией сюжета. «Прошлым летом в Чулимске» – ступень в профессиональном развитии Юрия.
Говоря об Алексее Лобойко (Мечеткин), Юлия Мельникова невольно улыбнулась: «Это артист с потрясающим чувством юмора! Он сумел передать все чувства одинокого человека, который прячет свой душевный трепет за тем, что неуклонно следует каким-то правилам.
Пьеса на все времена
Мечеткин безумно хочет любви, душевных, теплых отношений. Алексей Лобойко преподнес это желание нежно, чутко и главное, с юмором. Артист Артем Буняков (Помигалов, отец Валентины) – своеобразный, как и его персонаж. С виду – суровый, но внутри очень хрупкий и ранимый.
Помигалов очень переживает за свою дочь. Хочет, чтобы она не повторяла ошибок своих старших сестер. Он суров, напорист. И в этом смысле притесняет Валентину, не дает ей сделать выбор. Но боль эта –во имя любви. Артем с ролью справился.
«Прошлым летом в Чулимске» – пьеса актуальная, на все времена. Она – о взаимоотношениях между отцами и детьми. Тема творчества Вампилова о том, можно ли договорится со своей совестью, нужно ли, – вечная. Его пьесы ставили, ставят и будут ставить. Потому что они о том, что все кроется в любви к друг другу.
Музыкальное оформление Юлия Мельникова выбрала после посещения концерта «Паганини на балалайке» виртуоза Алексея Архиповского. И тоже не ошиблась. В общем – и тут программа не обманула – постановка «Прошлым летом в Чулимске» – долгожданная, требующая обязательного всеобщего внимания. Поспешите в театр. Не пожалеете.