ДЕНЬ ШЕСТОЙ. ЗАКРЫТИЕ.
Отгремели аплодисменты. Улеглось волнение. Первый театральный фестиваль премьер, посвященный восьмидесятому юбилейному сезону, завершился. Закрыт и юбилейный сезон. Итоги сезона еще предстоит осмыслить. А вот итоги фестиваля можно подвести.
Дневник фестиваля рассказывал о том, как он проходил. Несмотря на рабочие дни зрителей в зале было больше, чем обычно бывает на спектаклях в мае. Это был настоящий театральный праздник. Концерт артистов театра перед спектаклем, выставки в фойе, розыгрыш лотерейных билетов – все создавало праздничное настроение. Поэтому нам казалось, что зритель на фестивале был какой-то особенный. А зрители говорили, что артисты играли в дни фестиваля как-то по-особому. И обстановка в театре была необычная, домашняя, как будто собирались здесь в эти дни родные люди. Значит, цель достигнута, театр и зрители стали еще ближе друг к другу.
Все дни работало жюри в составе:
председатель – В. С. Золотарева, искусствовед, заместитель председателя –
С. Д. Каленова, преподаватель колледжа искусств.
Члены жюри: М. Я. Таранова, председатель комитета по культуре; М. Г. Журавлева, методист информационно-методического отдела комитета по образованию; А. Г. Кватания, председатель комитета по делам молодежи; И. А. Усков, директор МБУ «ГКЦ СОМ «Планета молодых»; В. В. Аверьянова, заведующая филиалом № 2 городской библиотечной системы; Е. Н. Бондарь, редактор газеты «Ленинское знамя»; Н. А. Фролова, преподаватель института культуры; А. А. Сережникова, руководитель литературно-драматической части КДТ; корреспонденты газет М. В. Караваева («Диалог»), О. Д. Колотовкина («Уезд»), Л. Г. Курсекова («Легкий день»). Всем им огромное спасибо. Подведение итогов было бурным, но все же жюри сумело прийти к общему решению. И награды в номинациях получили:
«Лучшая мужская роль первого плана» – Николай Дубровин
«Лучшая мужская роль второго плана» – Юрий Юдин
«Лучшая женская роль первого плана» – Светлана Смирнова
«Лучшая женская роль второго плана» – Дарья Попова
«Лучшая эпизодическая роль» – Дмитрий Дроздов
«Дебют» – Петр Суханов
«Лучшая режиссура» – Анна Зайцева (г. Москва)
«Лучшее сценическое решение» – Николай Савеко
«Лучшее музыкальное оформление» – Александр Ферхов
Призы победителям вручали спонсоры нашего фестиваля. И хочется от всего сердца поблагодарить рекламную компанию «Танис», кредитно-потребительский кооператив «Честь», магазин «Ягуар», ресторан «Камелот», клуб «Боулинг», компанию «Окна Фактура», сбербанк России, торговую сеть «ФиксПрайс», торгово-промышленную палату.
Кроме профессионального жюри, на фестивале работало, как и положено, жюри зрительское – детское и взрослое. Количество зрительских голосов и определило:
«Приз детского жюри» получила Мария Клыпина, а «Приз зрительских симпатий» достался Николаю Дубровину.
Мы, конечно, понимаем, что этот сезон сложился так, что в премьерных спектаклях были больше заняты молодые актеры. И полученные ими награды – это большой аванс и стимул к дальнейшему профессиональному росту.
Специальными наградами были отмечены ведущие актеры театра, кто много лет держал марку Камышинского драматического театра, кто отдал этой сцене много лет, чье профессиональное мастерство является той планкой, к которой должны стремиться молодые актеры, и кто продолжает служить этому театру.
Премией имени заслуженного артиста России Всеволода Васильевича Зайцева «За верность профессии и многолетнее служение Камышинскому драматическому театру» награждена заслуженная артистка России Лариса Жарова.
Специальные награды вручены:
«За преданное служение театру» – заслуженному работнику культуры РФ Галине Зайцевой и актрисе Татьяне Ефремовой.
«За профессиональное мастерство» – артистам: Татьяне Торощиной, Лилии Дайнега, Наталии Дорошенко, Николаю Штабному, Юрию Щербинину, Галине Хвостиковой.
«За пламенное служение театру» – актерам Ольге Шевченко и Михаилу Касымову.
Закрытие 80-го театрального сезона стало достойным завершением фестиваля, таким же ярким и таким же праздничным. Театр сказал своему любимому зрителю «До свидания!» и приступил к подготовке новых премьер. Быстро пролетит время, и мы встретимся на открытии 81-го сезона. До встречи, друзья!
Альбина Сережникова,
завлит театра
.
ДЕНЬ ПЯТЫЙ. ВЕЧЕР. «Мой бедный Марат» (режиссер-постановщик Анна Зайцева)
Театр – это прежде всего наслаждение – и для зрителя, и для актера. В нем есть ностальгия по детству, заклинание памяти, веселье, трагизм, осмысление нашей общей судьбы. Фестиваль подходит к концу. Вдруг мелькает шальная мысль: а не пропустить ли вперед жюри режиссеров, послушать, что они думают? И артистов, и сценографов, и музыкантов? И представителей управления культуры? Почему не поговорить? Если не хотим, “чтобы после нас хоть потоп”. Способны ли мы к диалогу? Симпатичны ли друг другу? Мы так давно не разговаривали просто по-человечески. А вдруг из этого разговора и совместных деяний родится что-то хорошее?
Ведь дело не в хвалебных рецензиях, и даже не в том, кто окажется победителем. Спектакль не всегда происходит. Ну и что? Сегодня не сошлось, приди завтра. Лишь бы было сотрудничество критики и театра. Оно нужно и во время репетиций, и после премьеры. Спектакль живет в развитии. Главное – не первым крикнуть “ПЛОХО”, а вложить свой кирпичик в строение спектакля, обогатить его и себя. И чтоб без ругани, без агрессии. А зритель, он как пластилин…
Давно собиралась я догадаться, отчего у единственного персонажа Островского – Бориса из “Грозы” нет фамилии, хотя фамилии для этого драматурга – часть характера героя? Отчего Юродивый из “Годунова” говорит, что не станет молиться за царя Ирода, Богородица не велит? Почему Чехов назвал свои пьесы комедиями, но плакал, когда смеялись в зале? Нет у меня ответов на эти вопросы. А так хочется разгадать литературные ТАЙНЫ, режиссерские хитрости, актерские перевертыши. Только на третьем просмотре пьесы А. Арбузова поняла, отчего так часто повторяет Лика, обращаясь к любимому: “Мой бедный, бедный Марат”….
С. Каленова,
заместитель председателя жюри фестиваля
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ. ВЕЧЕР. ” ПРИШЕЛ МУЖЧИНА К ЖЕНЩИНЕ” (режиссер-постановщик Евгений Лаптев)
Зал полон, как, впрочем, был полон и вчера, и позавчера. Неужели это фестиваль, точнее его необыкновенная атмосфера, его аура, могут так “корректировать” игру актеров и все спектакли в целом, создавать тот редкий контакт с залом, властно вовлекая в свою орбиту зрителей? Спектакли, которые мы увидели в эти дни, совершенно разного жанра, стиля, режиссерского почерка. Но есть в них что-то общее, какой-то общий эталон. Все работы, представленные на фестивале, утверждают актерский психологический театр, театр, который исповедует человечность и добро, а в своей эстетике не приемлет ни холодных эффектов, ни резонерства. Его приметы видны и в классике, и в авангардных современных формах, и в романтических комедиях, и в детских сказках. Вот и сегодня… Еще не погас свет, а на сцене, не спеша, стало разворачиваться действие. Разговорный спектакль держал в напряжении и не отпускал ни на секунду. Актеры наполняли текст роли и мягким юмором, и грустными философскими размышлениями, и тончайшей психологической нюансировкой. Это был в полном смысле слова ансамблевый спектакль. Замечательная работа двух Мастеров, с абсолютной естественностью и достоверностью актерского существования. Для фестивального спектакля совсем немало. И зритель живо откликался на все, что происходило на сцене. Так, непритязательная пьеса, в которую поверил театр и режиссер, оказалась вдруг причастна к каждому, сидящему в зале. И все было тепло и проникновенно.
Музыкальный дивертисмент перед спектаклем для зрителя устроили артисты Михаил Касымов, Александр Ферхов и совсем юный Петр Суханов. И концерт этот в рамках фестиваля был ничем не хуже концертов заезжих звезд – свежо, эмоционально, со вкусом.
С. Каленова,
заместитель председателя жюри фестиваля
ДЕНЬ ТРЕТИЙ. ВЕЧЕР. “ТРИНАДЦАТАЯ ЗВЕЗДА” (режиссер-постановщик Евгений Бакин)
Фестиваль набирает обороты. Блистательная череда премьер продолжается. Все дольше задерживаются члены жюри на рабочих пятиминутках в антракте, думая о том, как будут подводить итоги. Все интереснее высказывания и мнения зрителей. Есть особенно преданные зрители, которые не пропустили ни одного фестивального дня. Театр в эти дни – единое культурное пространство. Стенды с фотографиями, эскизами костюмов и декораций, альбомы на столах с фотографиями из спектаклей разных лет. Песни в фойе перед спектаклем (сегодня вновь пел Александр Ферхов по просьбе зрителей). Розыгрыш пригласительного билета на праздничное закрытие по лотерейным билетам, которые зрители получали вместе с программкой спектакля. А еще абсолютное нежелание уходить из зрительного зала, потребность говорить, спорить – какая-то всеобщая эйфория. Думаю, фестиваль можно считать одним из самых ярких событий культурной жизни города. Фестиваль убедительно доказывает, что в театре нашем работает замечательная команда талантливых энтузиастов: актеров, музыкантов, художников, режиссеров, знающих упоение полной самоотдачи. И это вызывает оптимизм. И то, что я каждый раз выхожу из театра, чувствуя себя Человеком. И то, что Мир меняется вокруг и во мне тоже. А это значит, что у театра есть будущее. И нас ждут новые интересные премьеры, открытия. А пока… праздник продолжается!
С. Каленова,
заместитель председателя жюри фестиваля
ДЕНЬ ВТОРОЙ. УТРО. “Сокровища капитана Флинта” (режиссер-постановщик Евгений Бакин)
Весь день нахожусь в приподнятом настроении. Получила отличный заряд духовной энергии. При всей легкости, музыкальности, занимательности приключенческого сюжета в пьесе есть сильная драматическая нота, в ней звучат вечные мотивы, которые современны во все времена. Как нужны нынче “Д,Артаньяновские” чувства чести, верности, дружбы, здорового душевного начала, когда на помощь приходят по первому зову. Да что там по зову! Когда слышат призыв о помощи на уровне подсознания. Сейчас понятие “дружба” подменено другим. Помните, у Евтушенко: “Нам заменила дружбу, как бесовка, виляющая бедрами тусовка”, где обмениваются ничего не значащими фразами, где никто никому ничего не должен. Спектакль дает надежду, оставляет след. Подпитываешься его молодостью, здоровьем, оптимизмом. Молодежь азартная, яркая, и артисты более старшего возраста не отстают. Я очень люблю людей, которые похожи на себя в молодости. В них есть солнечный зайчик, и к ним тянутся окружающие. Рядом с ними светло и тепло.
А каковы дети в зале?! Прямо театральная массовка. Они очень активно участвовали в развитии действия, свято хранили ТАЙНУ, помогали героям. У нас ведь обычно все яркие краски достаются отрицательным героям, но ребятня быстро разобралась, кто есть кто. Я видела, как при голосовании (брать-не брать злодея на борт корабля), кто-то поднял руку “против”, а другой эту руку товарища опустил вниз. Значит, не все так плохо у нас, друзья. Значит, вы делаете колоссальное дело в воспитании этих детей. Браво, артисты! Так держать.
Вообще, ужасно интересно наблюдать за детским залом.
– Не сел на шпагат, – услышала сзади. О-па. Все-то они замечают.
Я убеждена, что спектакль, в который вложено столько добрых сил, мыслей и чувств, будет пользоваться успехом и дальше.
Идите в театр, господа . Ведите в театр своих детей. Нам так не хватает сейчас людей, способных на поступок, умеющих дружить и хранить тайны!
ДЕНЬ ВТОРОЙ. ВЕЧЕР. “Калека с острова Инишмаан”, режиссер-постановщик Анна Зайцева.
В этом спектакле ИСТИНА постигается сложнее, чем во все остальных.
Театр – явление мимолетное. Но СЛОВО прозвучавшее не может исчезнуть, как не может исчезнуть и Воспоминание о спектакле, который создан ради нас, ради того, чтобы мы стали лучше и чище, радостнее и мудрее, чтобы мы научились слушать, как шумит море, смеются звезды, как плачет, страдая, человеческое сердце.
После первого действия кто-то обижался – лишили праздника, чистых помыслов и целомудренности на сцене, утомили, растревожили. Словами не объяснить, только чувства, только личное погружение в глубину. Театр дан не только для услады. Но и чтобы донести до нас Божьи Заповеди…. Спектакль на глазах менял зрителя, заставлял работать над душой, что мало кому удается сделать собственными силами. Что-то происходило… вопреки. Вопреки устремлениям существующей действительности, вопреки искусству, которое давно перестало быть искусством. “Посмотрите на мир сквозь призму Закона Божьего” – призывает Библия, по этим законам живет герой пьесы – калека Билли.
Каждая деталь спектакля, каждая интонация, каждый жест – все для того, чтобы в конце концов проникнуться Любовью и Состраданием., которыми обделена современная жизнь. И зритель проникся, почувствовал, как идет к нему со сцены этот божественный свет и как становится он в этом свете чище и лучше. Наградой артистам стали аплодисменты. Люди уходили из театра другими, как после Исповеди, как после Причастия….
Перед спектаклем публику разогревал актер и заведующий музыкальной частью Александр Ферхов.
С. Каленова,
заместитель председателя жюри фестиваля
Шесть вечеров в ТЕАТРЕ
Дневник фестиваля
Восторг и упоение. Возбуждение, доходящее до предела. Эти своеобразные смотрины пришлись как нельзя кстати. Фестиваль – это яркий театральный праздник, фестиваль поднимает статус города, его репутацию. Пусть камерный, скромный, но единственный в своем роде. В основе любого фестиваля лежит ИДЕЯ. Сегодняшнее время, когда финансовые расстояния надежнее границ отделяют нас друг от друга, вероятно, побудило театр искать адекватную форму общения с публикой. Шесть дней серьезной живой работы, возможность насладиться игрой любимых артистов. Надо же, перед самым закрытием театрального сезона, когда народ уже повернулся лицом к дачам, зритель так неожиданно получает полноценный театрально-концертный летний сезон.
Итак, ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. УТРО. “ЗОЛУШКА”
Для любого театра переполненный зал – повод радоваться. Однако, когда тех, кому от шести до двенадцати, больше трех на один квадратный метр, администрация начинает волноваться, а артисты за кулисами хватаются за головы. Чудесные детки комментируют происходящее на сцене. Найти подход к маленькому зрителю труднее всего. Ум еще не окреп, зато во главе угла – острейшее чувство правды. Убедить их со сцены в чем бы то ни было – задачка не из легких. «Золушка”, поставленная Михаилом Касымовым, вызывает лично у меня недоумение. Но, похоже, в сценическом мире, созданном режиссером и художником, комфортно и современным детям, и взрослым, не растерявшим в себе ребенка. Здесь умеют общаться с молодежью на ее языке. “Театр – это круто” – сбивая меня с ног, юный театрал лихо несется в антракте по фойе.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. ВЕЧЕР. “Ревизор”
Фестивальный праздник набирает силу. Зал полный, как на премьере, а ведь спектакль идет давно. И публика рукоплещет все с тем же энтузиазмом. Интересно, сколько зрителей побывало на спектакле в этом сезоне? Много молодежи. Студенты колледжа искусств пришли “поболеть” за собратьев.
Думаю, для нашего театра спектакль по пьесе Гоголя “Ревизор”, поставленный режиссером Татьяной Лукомской, знаковый. О том, что спектакль удался, можно судить по тому, как включается в происходящее на сцене публика .Да, Лукомская умеет говорить со зрителем. Спектакль наполнен живой мыслью и психологическим содержанием, прочитан и осмыслен через знаки сегодняшнего времени. Знакомый с детства текст, а ловишь себя на мысли: “Никакая это не николаевская Россия, это наше время, это мы”
Сколько интересных находок – занятных, пленительных, театральных. Для карусельной круговерти “Ревизора” придуманы великолепные характерные костюмы. Артисты играют прекрасно, держат заданный ритм, выстраивают характеры через диалоги, пластику, танцы. Музыкальная партитура очень органично вплетается в действие, оживляет его, раскрашивает, не дает ему передышки. И три часа пролетают как один миг. Не каждый спектакль умеет так держать зал.
Жюри доброжелательное, открытое, общительное. Члены жюри – это просто очень хорошие зрители, чуть лучше остальных понимающие “театральное дело”. Для них фестиваль – тоже, прежде всего, театральный праздник, возможность общаться, делиться впечатлениями, спорить, не соглашаться. Не просто, очень не просто будет обозначить в этом спектакле лучших…..
И еще штрихи фестиваля. Перед детским спектаклем молодые актеры развлекают юных зрителей. А перед вечерним, в проекте «Поют драматические артисты», прямо в фойе перед спектаклем выступают актеры театра. В первый фестивальный день публику порадовала актриса Галина Хвостикова.
И еще. Вместе с программками на спектакль, которые в честь фестиваля подешевели наполовину, зрителям выдается лотерейный билет. По нему после спектакля можно выиграть пригласительный билет на праздничное закрытие сезона, которое состоится 25 мая. Первые счастливчики уже есть.
С. Каленова,
заместитель председателя жюри фестиваля