Ах, какой был “Бестселлер!”

Впечатления от первого просмотра

Всё началось с пресс-конференции… Короткой, эмоционально комфортной встречи с автором теперь уже широко обсуждаемой в нашем городе пьесы «Бестселлер» Кареном Кавалеряном и режиссером-постановщиком Павлом Лаговским. В непринужденности беседы чувствовалось, что командная работа сладилась, и зрители действительно увидят нечто новое, не похожее ни на что ранее «изданное» в театре с более чем вековой историей.
Ощущение «легкой нереальности» не покидало журналистов всю встречу: это тот самый Кавалерян?! Человек, написавший свыше тысячи песен на русском и английском языках (их пели многие российские звезды), создавший прекрасные литературные тексты (либретто) ко многим музыкальным спектаклям. Восемнадцатикратный лауреат телевизионного фестиваля «Песня года». Лауреат международной премии «Звезда Театрала»-2019. Рекордсмен конкурса песни «Евровидение». Вот это да!

► Однажды, 9 лет спустя

Как уже писалось в местных СМИ, премьера спектакля, поставленного в необычном жанре джазовых вариаций в стиле нуар, была намечена на Международный день театра. Представляя в этот знаменательный день высокого гостя, Евгений Бакин, директор театра, назвал его «Карен Артаваздович». Веселые искорки заиграли в темных глазах мэтра: «Предлагаю называть меня просто – Карен! В противном случае я сразу чувствую себя лет на 20 старше!». Стало понятно: общение с неординарным москвичом скучным не будет!
Как оказалось, Карен написал эту пьесу девять лет назад. В то время, после запуска двух удачных спектаклей с советским и российско-украинским композитором, музыкальным аранжировщиком Кимом Брейтбургом, в его биографии случилась пауза в музыкальном театре. Но сидеть без дела мастер не привык. И оно нашлось!
Кавалерян давно хотел поведать миру историю, с которой пришлось столкнуться в годы учебы в Московском автодорожном институте. Его преподавательница и студент-однокурсник «замутили» нехилый роман. То была сказка с плохим концом. В своих произведениях Карен этого не допускает. Там, в загадочном закулисье, после спектакля он сказал: «Я своих героев люблю и никогда не убиваю!».
Не казнит – это точно. Но решительные, почти убийственные повороты в пьесах делает. На этих виражах персонажи, теряя баланс, срываются в пропасть, в данном случае – безнравственности и мстительности. Чтобы затем осознать, и по возможности подняться со дна омута заблуждений. Смотришь такую постановку и ловишь себя на мысли: хочется осудить происходящее, порой даже отвернуться от действия. Но, черт побери, это – грязная правда жизни! В смысле, чистая.

► Там, где царит недоверие

… Да, линейность не есть идеология автора. С ней ему пресно и скучно. Написав пьесу-квартет, Кавалерян все последующие годы думал о том, как пристроить своего «необычного ребенка». Но все руки не доходили. В 2016 году странички «Бестселлера» стали достоянием Всероссийского конкурса пьес.
Со слов номинанта, ни одна из представленных работ конкурсантов выбора жюри тогда не удостоилась. Посему пьеса так и осталась «гулять» по сети Интернет, напоминая миру о том, что Карен Кавалерян пишет не только песни и либретто к мюзиклам, но и пьесы.
И тут вдруг друг писателя Геннадий Сольников порекомендовал для постановки хорошо известный ему Камышинский драматический театр. Карен, влюбленный в историю и немного – в футбол (да-да, вы правильно поняли, мастер слышал о камышинском «Текстильщике»), твердо решил «отдать» детище волжанам. С режиссером-постановщиком Павлом Лаговским Кавалерян общался с первого дня взаимодействия.
Решено было украсить спектакль необычной музыкой, которая бы точно соответствовала нуарной атмосфере. Конечно же, этой музыкой стал джаз. Напомним читателям, нуар – кинематографический термин, применяемый к голливудским криминальным драмам 40-50-х годов XX века. Характер «черного фильма» всегда будоражит воображение, в нем намешано столько интересного с точки зрения человеческой психологии: пессимизм, недоверие, цинизм, разочарование…

► Камышин впереди планеты всей

С цинизмом и разочарованием в «Бестселлере» все сложилось потрясающе. Ни разу на камышинской сцене зрители не видели столько откровения и страсти, которые красиво и тактично укрывались темнотой, заставляя публику замереть и думать, думать…
Как сказал Павел Лаговский в ходе пресс-конференции, у автора есть некое видение, какими именно должны быть актеры в том или ином образе. Нужно отметить, что режиссеру удалось подобрать на роли превосходный актерский состав. Гармонично смотрелся в образе писателя-драматурга Юрий Щербинин. Его образ с усиливающейся к концу спектакля личной драмой безупречно создан, трогает естественностью и внутренней силой.
Роковую женщину, «по совместительству» преподавателя вуза Татьяну Сергеевну Королеву, сыграла актриса Светлана Смирнова. Можно только аплодировать – настолько смело, уверенно, грациозно Светлана исполнила роль страстной женщины, со своими глубокими душевными ранами.
Ее шантаж и месть сметали все мыслимые и немыслимые границы, заставляли зал напряжённо молчать или перешептываться. Ярким контрастом на фоне всего этого «безобразия» выглядела ее дочь Аня, которую сыграла молодая актриса театра Елена Кондратьева. Трогательная, наивная, влюбленная. Чистая душа спектакля, которая и не предполагала, ЧТО ей уготовила судьба.

► В споре рождается истина

И еще один персонаж – студент мединститута Миша (Евгений Черепанов), молодой человек Ани, который использовал девочку в своих «коварных» планах, а когда полюбил, то столкнулся с непоправимыми последствиями. В своем «помешательстве» он оказался жесток и непредсказуем, завершив повествование истории трагическим финалом…
Есть мнение, что спектакль получился визуально красивым. Сияющие из темноты дальнего плана окна большого города, передвижные конструкции, быстро изменяющие место, свет сквозь жалюзи – все это искусно воспроизводит выбранный стиль и «нуарную» атмосферу.
Учитывая «резус-конфликт» российского и американского менталитета, не обошлось без глубочайшего отрицания выбора темы. И это нормально: в поиске, как и в споре, рождается истина. Просто нужно «копать» глубже, замечая детали, раскрывающие суть поступков героев. Опрос после спектакля продемонстрировал явный интерес публики к новому спектаклю: камышинских театралов постановка зацепила.

► Послесловие

«Юрий Щербинин великолепен! Такое ощущение, что он играл самого себя!» – говорила после просмотра премьеры молодая женщина из одной зрительской группы. Стоящие рядом с ней люди согласно кивали. «Светлана Смирнова растет от роли к роли. Прекрасная актриса!» – это уже мнение другого «кружка». «У Евгения Черепанова – первая главная роль. Но мы его успели запомнить раньше и еще больше полюбили!» – с улыбкой произносят третьи. «Елену Кондратьеву, видимо, придется еще узнавать, начинающая актриса, однако чувствуется – способная!»…
Спасибо вам, доброжелательные (и не очень) театралы. Карен Кавалерян и Павел Лаговский находились среди вас и ощущали ваши флюиды, – творческие люди очень чувствительные. И благодарные. Они продолжат писать, искать, ставить, ждать вашего мнения… Пожелаем им успехов в нелегком труде. Как и нашим замечательным актерам! Да не очерствеют наши души!

Марина КАРАВАЕВА
Газета “Диалог”, 13.04.2021 г.

Авторское право © 2025 Камышинский драматический театр
top