Slideshow

Балет “Сотворение мира” влюбил в себя зрителей

   16 апреля 2021 года – исключительный день в Камышинском драматическом театре. День, когда на сцене театра прозвучал балет. Не фрагментом, не сопровождением к спектаклю, а по-настоящему! Балет “Сотворение мира” в исполнении ведущей школы страны – Государственного академического театра классического балета Натальи Касаткиной и Владимира Василева.

   Каким трепетным было ожидание этого поистине грандиозного события! Балет высочайшего уровня, показываемый исключительно на крупных площадках страны – в Большом театре, в Кремлевском дворце, в Мариинском театре, гастролирующий, как правило, за границей. Волею судьбы в этот непростой для всей России год балет пришел и в наш город!

   Искусство нужно доносить, балет непременно нужно показывать не только в крупных городах, но и в малых, где есть такая возможность. Благодаря участию Камышинского драматического театра в программе “Культура малой родины”, наша сцена и наше оборудование соответствуют требованиям в том числе и балетных постановок. И мы счастливы, что произошло такое чудо – наш зритель увидел редкое для Камышина искусство в исполнении, что невероятно, солистов уникальной школы!

    Пока за кулисами организованно и слаженно велась подготовка артистов к выходу на сцену (в этот момент в театре ощущалось присутствие какой-то новой энергии – она была такая тихая, эфирная), а большой зал погружался в родную, уютную атмосферу созидания, в административной части театра проходила пресс-конференция с участием заместителя директора по продюсерской работе Фомина Виталия Львовича, солистов балета Артема Хорошилова (Черт) и Алисы Вороновой (Чертовка), а также представителей СМИ нашего города.

   Пресс-конференцию, по традиции, открыл директор КДТ Евгений Александрович Бакин: “У нас сегодня громадное событие. Событие, которое точно останется в истории и нашего города, и нашего театра. Надеюсь, что и ребятам запомнится этот тур, большущий тур, состоящий из 15 спектаклей”.

   Далее слово было передано Виталию Львовичу: “Этот тур совершается, благодаря участию театра в программе больших гастролей Росконцерта. Большой тур по Волге начался 12 апреля в Саратове и закончится 27 апреля в Махачкале. Камышин очень удачно вписался в гастрольную линейку, и ваш город, ваш театр действительно можно поблагодарить за смелость в организации показа спектакля такого масштаба”.

   Было очень приятно общаться с Артемом и Алисой, они располагают к себе доброй улыбкой, а в их словах читается увлеченность любимым делом. С их слов, балет “Сотворение мира”, как и все балеты репертуара – авторский и технически очень сложный. Он отличается ярко-выраженной хореографией и индивидуальностью персонажей, в чем зрители, безусловно, убедились. Наталья Касакина и Владимир Василёв нашли такие приемы в пластике, которые позволяют легко считывать роль и жизнь героя на сцене. Зритель, даже не знакомый с балетом, не прочитавший либретто, легко понимает происходящее. Эти приемы значительно отличаются от классического балета, в этом и есть уникальность спектакля – они сложны, выстроены по другим правилам, не по академическим канонам: повороты с наклоном корпуса, сложные поддержки… Зрители отметили невероятную легкость, с которой Ева просто “свисала” на вытянутой руке Создателя – всего одна маленькая точка соприкосновения! Представить, как напряжено в этот момент тело просто невозможно, потому что этого не видно! Это потрясающе!

   Подобного рода сложные сценические элементы позволяют спектаклю быть абсолютно современным, актуальным, как будто и не было этих 50-ти лет.
   Да, балету “Сотворение мира” – 50 лет! Впервые он был показан на сцене Мариинского театра. Сменились поколения зрителей, сменился не один состав артистов – все мы помним Михаила Барышникова, Ирину Колпакову, как первых солистов балета… Хореография за такой большой жизненный путь спектакля модернизировалась, добавлено много интересных ходов, при этом поражают своей невероятной стабильностью практика сохранения и передачи, что называется, “из ног в ноги” оригинальной хореографической основы и подготовка артистов до высокого, профессионального уровня.
   “Сначала ты копируешь, примеряешь на себя чужие маски. Потом, когда все это уже “входит” в тело, ты перестаешь думать о технике пластики, ты полностью погружаешься в образ, начинаются эксперименты. Каждый раз ты разный на сцене, ты все время что-то ищешь”, – делится впечатлениями Артем.
   “Этот балет позволяет такое эмоциональное разнообразие!…”, – улыбаясь, добавляет Алиса.
   “Вот это и интересно, – включается в беседу Евгений Александрович, – привнесение в достаточно серьезную библейскую историю неких гротесковых ноток. Артисты пластически жонглируют этой эмоцией, чтобы не скатиться совсем в гротеск и, в то же время, не уйти в серьезную пропаганду церкви, а это, на минуточку, 1971 год”.

   Во время пресс-конференции было много смеха, удивительно, как легко было общаться с этими известными всему миру людьми.

***

   Балет смотрелся как сказка. Конечно же, это и есть сказка. Он своей хрустальной хрупкостью возвращает зрителю забытое с детства состояние наивности, открытости. Глядя на сцену, на невесомых ангелочков с очаровательными улыбками, сердце и душа наполняются каким-то детским счастьем. И ты идешь вместе с героями в ад, и он тебе так же, как им, безумно нравится! Но вот забавный и мудрый Создатель сетует на непослушание, и ты, повинуясь, покидаешь его, стыдясь своих мыслей. А когда рухнул небосвод и воцарилась звенящая тишина, вокруг стало темно и холодно, этот холод ощущаешь каждой клеточкой, потому что он проникает глубоко в душу. И в этот момент приходит понимание, что знание, на самом деле – это тяжелое испытание для человечества. Зависимое от того, кто и с какой целью его использует. И сколько нужно найти внутренних сил, чтобы не потерять себя и продолжать создавать прекрасный мир, в первую очередь, свой внутренний мир.

   Философия спекталя при всей простоте сюжета очень глубокая, и неуклюжие, карикатурные образы героев еще больше это подчеркивают. Вот Всемогущий после серии великолепных прыжков вдруг, кряхтя, хватается за спину, давая понять, насколько он древний. А вот он смешно семенит мимо Дьявола, зная о его проделках, планомерно выправляя ситуацию, как истинный мудрец. И что удивительно, борьба за Человека между Богом и Дьяволом есть, а конфликта между ними нет, они прекрасно сосуществуют в этом мире – один, прощая шалости, а второй, снисходительно относясь к желанию содержать мир в идеальном состоянии.
   И в этом плане очень интересным становится факт: Артем изначально исполнял только партию Дьявола, а потом переключился на роль Создателя, Творца. На вопрос, какая из ролей ближе, он ответил, что на данный момент в рамках этого большого тура он, спустя два с половиной года, вновь вернулся к своей первоначальной ипостаси и для него теперь это несколько неожиданно. “Это будет некий экспромт, нужно быстренько собраться. И ощутить, какая из ролей ближе, я смогу, наверное, только после спектакля, когда я снова “окунусь” в этого интересного персонажа”.

   “Когда мы танцуем, мы получаем колоссальное удовольствие от каждого персонажа, “кайфуют” все артисты на сцене, и от этого идет отдача зрителя. Каждая партия просто потрясающая! И она буквально вытаскивает наружу индивидуальность артиста”, – подключается Алиса. 

   И это чистая правда. Зрители прочувствовали и оценили невероятный драйв в глазах актеров! С какой изящной игривостью была “рассказана” эта многовековая история зарождения жизни на Земле…  Эмоциональный фон балета был на максимуме!

***

   Большая роль в этом смысле отведена, конечно же, музыке. Она талантлива! Идеально гармонирует с хореографией и убедительно соответствует характерам и образам. По-другому и быть не может, так как балет с самого начала создавался в тесном тандеме композитора и балетмейстеров. “Я думал о том, что музыкальный мир современного человека включает в себя и Баха, и шансоны, и Шостаковича, и джаз. А если все это может гармонично жить в одном человеке, то почему оно не может существовать в одном произведении? Этим объясняется то, что в музыке “Сотворения мира” прослушиваются истоки, идущие и от музыки барокко, и от джаза, и от современных течений…”, – писал о своем феноминальном детище Андрей Петров.

   Среди хрустального звучания колокольчиков, фактурных скрипок  и роскошных духовых особенно запомнилась вдохновенная мелодия Евы. Постепенно, от части к части, она “завоевывала” музыкальное пространство, чтобы в финале прозвучать грандиозным торжественным гимном женщине, как источнику зарождения новой жизни.
   Партию Евы исполняла Марина Волкова – эта роль была дебютной! И это еще один знаменательный факт в копилку истории нашего театра. 

***

   Развернуть такое масштабное красивое зрелище не помешали ни размер сцены, ни близость к зрителю. “Отдача артиста от этого не меняется. Что-то добавляем, что-то меняем, но при этом выдерживаем стилистику и не выходим за рамки образа, – прокомментировал этот волнующий вопрос Артем Хорошилов, – Изменения происходят “здесь и сейчас”, и ты ориентируешься по ситуации, импровизируешь в рамках образа и техники выполнения. {…} Каждый артист пользуется своими скиллами, качествами и может выдать мгновенные артистические импровизации.”

   Артисты пообещали, что впечатлений, эмоций, обсуждений после спектакля у зрителя останется очень много. Так и есть. Этот великий балет хочется вспоминать, изучать, и о нем нужно обязательно рассказывать.

   Примечательно, что балет посетило и молодое поколение. Было очень любопытно поинтересоваться их впечатлениями, и мы не стали себе этого запрещать.

   Алиса Евстегнеева, 12 лет:
 – Мне очень понравился балет! Сюжет понятен, несмотря на то, что не было сказано ни слова, танец и музыка передали сюжет очень доступно. Самым ярким эпизодом для меня был заключительный, когда на сцену вышли пары “новых” людей. До мурашек! Я никогда не была на балете, это для меня новый опыт. И он запомнится на всю жизнь. Больше всех мне понравилась Ева, она изящная, красивая, танцует просто нереально!!! Я бы с удовольствием сходила на этот балет еще.

    Данис Асадуллин, 15 лет:
– Сюжет мне не был понятен с самого начала, понимание пришло постепенно, по мере развертывания истории. Самый яркий момент для меня – это эпизод с Адамовым яблоком в начале второго акта, а самый яркий образ – это сам Дьявол. Понравился его грим. А еще, конечно же, выступление Адама покорило и его неразрушимая прическа в течение 2-х часов выступления! Прежде чем попасть на балет, я поискал некоторую информацию про эту постановку. Мне необходимо знать об истории спектаклей, так как я планирую поступать в театральный ВУЗ. И хочу попасть на балет “Сотворение мира” еще раз, но уже в другом городе, с большой сценой. Я понял, что балет – это очень сложное искусство, так как передать историю только танцем – это действительно сложно. Артисты этого балета – настоящие профессионалы, мастера своего дела с идеальными фигурами и пластикой. Особенно восхищение хочу выразить создателям “Сотворения мира” – это замечательная картина! Спасибо всем за этот прекрасный вечер!

   Да, вечер был прекрасным! “Мы хотим подарить суперэмоции зрителям”, – сказали на пресс-конференции артисты. И они сдержали слово. Балет “Сотворение мира” навсегда запечатлился в памяти зрителей волшебными картинками и излучаемым добрым светом. Эмоции были супер! 10 минут беспрерывных громких аплодисментов на поклоне этому подтверждение!

Фотографии с поклона

Авторское право © 2024 Камышинский драматический театр
top