Slideshow

Дневник фестиваля

 

   ДЕНЬ ПОСЛЕДНИЙ

Свершилось. Фестиваль, заполненный до отказа радостной суетой, ожиданием чуда, завершился! Всего сразу не охватишь – спектакли (а это самое главное), кулуарные разговоры (а это самое интересное), обсуждения (весьма важный момент) – рассказать обо всем невозможно. Но дух фестиваля, его послевкусие еще долго будет витать в городе. Будут и рецензии, и отзывы, и материалы в прессе (возможно, и критические).

Что можно сказать уже сегодня? Фестиваль дал возможность увидеть срез русского провинциального театра. Общий уровень сценического искусства выглядит вполне достойно. Есть чем похвалиться: отлично сделаны работы для детей. Артисты-кукольники с какой-то святой отвагой берут на себя функции Семьи, относятся к ребенку, как к своему собственному.

Пожалуй, главное достоинство театра – отношение к классике. Здесь не вырабатывают фантастические концепции, не загоняют тексты в несвойственные классике формы. Работают грамотно, просто с игранными-переигранными пьесами. Таким предстал на фестивале спектакль «Власть тьмы» Л. Толстого. И это хорошо.

Высокопрофессиональную работу показали все актеры. Кто бы что ни говорил, но на фестивале артисты играют с каким-то особым подъемом. Это отметили все: и жюри, и зрители. Из общего венка достойных работ жюри назвало лучших. Все победители будут названы в итогах фестиваля.

Музыкальное оформление – об этом тоже хочется сказать отдельно. Ползучая ли тема зла, искристая тарантелла, помпезный марш, щемящая мелодия любви – музыка проникает в идейный замысел так естественно, умно, что иногда не понять – мизансцена рождает музыку или музыкальный тембр какого-то инструмента формирует сцену. Я как-то после “Марата” спросила зрителя: ” Как вам музыка?” Он очень удивился: “А разве была музыка?” Да, музыка, когда приходит в соприкосновение с нашей душой, перестает быть искусством. Она становится самой жизнью.

Фестиваль состоялся скорее “вопреки”, чем “благодаря”- очень непросто сейчас культуре в стране и в нашем городе. Но в театре рассудили иначе. Фестиваль  подводит итоги сезона, а для зрителей это праздничная неделя.  Так что пусть фестиваль станет доброй традицией.

До свидания, фестиваль! Встретимся через год!

С. Каленова

День четвертый

 

Фестиваль неумолимо движется к финалу. В программе четвертого дня утром спектакль для детей «Приключения Незнайки и его друзей» и вечером – «Немного нежности». Спектакль про Незнайку дети любят. Он больше всего шел на «Школьных дня». К его премьере проводился по школам творческий конкурс, и школьники проявили к нему невиданный интерес.

 

Вечером зрители сопереживали героям спектакля «Немного нежности» итальянского драматурга Альдо Николаи. Возможно, мнения о спектакле будут разные. Но тема отношений детей и их престарелых родителей, поднятая автором пьесы, очень актуальна и поэтому так близко к сердцу принимают зрители то, что происходит на сцене.

 

Мнения членов жюри.

 

«Немного нежности» – спектакль очень добрый. Смотрится с большим интересом, – считает Л. Повышева.

 

«У души нет возраста», – говорит героиня спектакля. История, рассказанная автором, это подтверждает. Финал спектакля оптимистичен. И в этом его прелесть. Он дарит надежду на то, что не все в жизни измеряется властью денег, есть в ней место и высшим ценностям, из которых во все времена на первом плане была и остается любовь, – таково мнение В. Сивковой. 

 

Фестиваль – это праздник. И поэтому мы постарались не только показать зрителям премьерные спектакли, но и сделать фестивальные дни по-настоящему праздничными.

Рисунок1

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

Фестиваль, образно говоря, пересек экватор. Утром в театре кукол шла красивая сказка – «Сказка про Зореньку». Надо видеть, как дети принимают спектакль. Они не смотрят его, они живут в нем. Помогают героям, подсказывают им, сопереживают.

Вечерний показ – тоже сказка, только сказка для взрослых. В. Шукшин «До третьих петухов».

Несколько мнений членов жюри.

   М. Журавлева: спектакль – бесконечное признание в любви мастеру, глубоко чувствующему душу народа. Юмор, горькая ирония над нашим житьем-бытьем пронизывает весь спектакль. А в центре, как всегда, главный герой – шукшинский чудик Иван-дурак.

   В. Золотарева: вечная мудрость «без бумажки ты букашка, а с бумажкой – человек» доведена Шукшиным до абсурда. И спектакль выразил всю горечь и злость автора. Выразительны куклы, хороши декорации, быстро меняющиеся и проникнутые настроением момента.

   В. Сивкова: сказка-притча адресована зрителям разного возраста. Каждый извлечет из нее то, что соответствует его жизненному опыту.

   О. Седова: спектакль в жанре «люди и куклы» меня поразил. Прекрасные куклы. И актеры молодцы, так ловко управляются с ними.

   Е. Бондарь: спектакль и прост, и сложен. Безупречен в техническом плане. Актерская команда сработана. Молодцы! Но я бы задал несколько вопросов автору сценария.

 

Рассказывая о фестивале, нельзя не отметить один из его атрибутов. В течение двух месяцев в театре проходил фестиваль певческий «Поют драматические артисты». И его финал был приурочен к событию, закрывающему 105-й театральный сезон. Подведены итоги и теперь перед каждым фестивальным спектаклем поют его лауреаты. Уже выступили артисты Лала Тумалиева, Михаил Касымов и Светлана Олейник.

дивертисмент

В этом сезоне в театре работала детская студия «Пилигрим». Дети от 7 до 18 лет осваивали сценическое искусство по семи предметам, одним из которых был вокал. Его преподавала актриса Лала Тумалиева. Двум своим ученицам Юлии Маленко и Анастасии Сивановой она доверила выступить перед фестивальным зрителем.

 

ДЕНЬ ВТОРОЙ (утро)

Залу, похоже, не вместить всех желающих попасть на детский спектакль. Почему дети так любят Карлсона? Увы, на свете придумано так много правил, которые нужно соблюдать. Но в детстве очень хочется делать все наоборот. Ну почему нельзя съесть десерт перед супом, посидеть с родителями возле телевизора до полуночи, устроить совместную чехарду? А КАРЛСОН считает, что можно все – лишь бы было весело. И лучшего партнера для игр и шалостей просто нет. Спектакль “Привет, Карлсон!” (режиссер-постановщик Евгений Бакин) с удовольствием смотрят и взрослые. Удивительно приятно вернуться в детство, хотя бы на часок. А вообще-то детские спектакли – это большое испытание для актера. Здесь особенно важна человеческая порядочность, здесь невозможна фальшь, даже самая малая. В нашем театре понимают, что детей можно увлекать только настоящим и добрым. «Если вписать доброе в ребенка, как в книгу, то оно отпечатается в душе и уже не сотрешь… никогда. (Н. Сац)

 

ВЕЧЕР

Вот вчера смотрели страшную пьесу о торжестве порока, о беспросветной жизни забытой Богом и забывшей Бога русской деревне. И как смотрели! А сегодня – ну очень смешная комедия о любви, пронизанная юмором, тонкой иронией, головокружительными интригами (режиссер-постановщик О. Куртанидзе. г. Санкт-Петербург).

В этом изюминка фестиваля – здесь собраны совершенно разные по жанрам спектакли: драма, комедия, мелодрама, фантастическое путешествие, история подвига, музыкальная история, постановка, где куклы играют наравне с драматическими артистами. Пять детских и пять взрослых спектаклей поставлены шестью разными режиссерами. У каждого свой почерк, свой стиль, своё видение мира. А в целом, это всё интересно – и для зрителя, и для актеров. И те, и другие на высоте!

 

Несколько слов от членов жюри

Причудливая история рассказана автором и сыграна актерами не только как веселая забава, но и как повод задуматься над достаточно типичными жизненными ситуациями. И под занавес спектакля встает в полный рост, пожалуй, главная проблема – проблема внутренней свободы, без которой жизнь не может считаться состоявшейся. Элементы мюзикла создают прекрасный эмоциональный фон, вносят в ткань спектакля атмосферу южного города, – считает председатель жюри В. П. Сивкова.

В комедии много крылатых выражений, образных сравнений. У драматурга Азерникова во всех пьесах хороший язык. В словах героев встречаются термины «метафора» и «гипербола». Так вот этот музыкальный бурлеск можно назвать «гиперболической метафорой», – говорит член жюри Е. Н. Бондарь.

С 19 по 23 мая в драматическом театре большой театральный праздник – фестиваль премьер “Театр и поклонники”. В самом названии фестиваля заложена его основная идея – театр не может жить, дышать, развиваться без зрителя, ведь именно зритель создает атмосферу со-чувствия, со-переживания. А зритель? Чего ищет зритель в театре? Того, чего не может дать ему ни кино, ни телевидение – живого общения (в этом и есть уникальность театра). Театр, сцена переносят зрителя… не дальше, чем в его собственное сердце.

Традиционно программа фестиваля будет состоять из показа премьерных работ коллектива (кстати, с афишей фестиваля можно ознакомиться на сайте театра), а также музыкальных встреч с артистами в театральном фойе……

Внушительную часть афиши занимают заявленные спектакли для детей. Учтены интересы даже самых маленьких театралов.

 

ИТАК,  ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Фестиваль стартовал на малой сцене и первыми его гостями стали детишки из детских садов. И не случайно открылся фестиваль кукольным спектаклем по пьесе венгерского драматурга Д. Урбана “Все мыши любят сыр” (режиссер-постановщик Н. Голубева, г. Волгоград). Малыши с интересом смотрели трогательную сказку о двух мышиных семьях. Оказывается, цвет шкурки для кого-то важнее того, что под шкуркой, а взрослые…. взрослые, наверняка, вспомнили историю о Ромео и Джульетте. Пусть добрая сказка Урбана, в которой, к счастью, все закончилось благополучно, приведет этих маленьких театралов когда-нибудь к пониманию Большой трагедии Шекспира, научит отличать Добро от Зла, противостоять несправедливости, жить в гармонии.

Вечером фестиваль переместился на большую сцену. Эстафету фестиваля подхватил спектакль “Власть тьмы” по пьесе Л. Толстого (режиссер-постановщик С. Бурлаченко. г. Элиста). Русская классика – хороший задел, доказательство того, что русская театральная школа продолжает обогащать духовный потенциал любого театра мира. И наш театр держит равнение на этот бесценный кладезь человеческого таланта. И в традиции театра приумножать это наше русское достояние.

Спектаклю почти год. Он открывал 105-й театральный сезон. И это хороший возраст – уже окреп, возмужал, но еще сохранил чарующую свежесть премьеры. Спектакль освободился от лишнего, случайного, стал строже, лаконичнее. И снова удивляешься новизне того, что исхожено уже вдоль и поперек. Или это аура фестиваля так действует.

Спектакль очень понравился всем членам жюри. «Спектакль самый сложный в репертуаре театра, тем приятнее, что он состоялся. Прекрасно передан колорит эпохи, актеры освоили толстовскую речь. Радует то, что режиссер полностью соответствовал оригиналу пьесы, а не модернизировал Толстого», – подвела итог мнению жюри его председатель В. П. Сивкова.

 

дневник фестиваля

Авторское право © 2024 Камышинский драматический театр
top