Slideshow

Другой жизни вместо этой не будет

В Камышинском драматическом театре 18 сентября открылся 112 театральный сезон. В своем приветственном слове директор КДТ Маргарита Сенчук, в частности, сказала: «Согласно вековой традиции театралов порадуют премьерой». Однако, происходившее на сцене «вековыми традициями» и не «пахло». Оригинальный взгляд на старую пьесу Александра Володина «С любимыми не расставайтесь!», написанную в 1972 году, поразил зрителей.

Одни, как часто бывает, не поняли. Другие – были в восторге. Сложно сказать, понял бы, одобрил ли интерпретацию сам драматург, который родился в 1919 году (умер в 2001-ом). Но, пуская в «свободное» плавание свое «детище», писателям остается лишь надеяться на тонкость восприятия тех, кому придется его «пестовать».

Например, «Пять вечеров» в Товстоноговском прочтении Александр Моисеевич Володин воспринял. А видение Олега Ефремова в «Современнике» сопроводил примерно такими словами: «Я такой пошлятины не писал».

Отдадим должное режиссеру-постановщику Дмитрию Матыкину, играя формами, он не «искрил» эпатажем на грани скандала. Хочется верить, что это косвенное доказательство того, что «выверты» вроде Иисуса Христа в эротическом образе (есть в этом бренном мире и такие культурные «находки») устаревают, уходят в прошлое. Однако вернемся к теме, к спектаклю о кризисе в отношениях мужчины и женщины, предложенному камышанам и гостям города.

Отдаление и сближение

Сквозь сюжет, поставленный в жанре трагикомедии, зрителей повела чудесная песня «Богема» в исполнении легенды французского шансона Шарля Азнавура. Хорошей музыки было много, что украсило спектакль, усилило погружение в тему.

Заметный вклад в «общую копилку успеха» внес композитор Артем Петайкин, лауреат II премии Международного конкурса композиторов на Зимнем фестивале искусств Юрия Башмета (2015).

Как верно подметила руководитель литературно-драматургической части театра Татьяна Карпенко: «… Новое, неожиданное прочтение пьесы с элементами театра абсурда, с характерной хореографией, точным музыкальным сопровождением, умелым обыгрыванием каждой вещи и детали, которые появляются «в кадре», заставляло смотреть и пропускать эмоции через себя».

Спектакль интересен и с художественной точки зрения: декорации, напоминающие судебный зал заседаний, захватили все пространство сцены. Но это было необычное помещение: «аудитория» двигалась, символизируя раскрытие и смыкание небесных врат.

Герои то отдалялись друг от друга, то оказывались в замкнутом пространстве, не позволяющем расслышать друг друга. Художник-постановщик Кирилл Пискунов, тонко «обыгравший» сюжет, – специалист опытный. Он – главный художник Сахалинского международного центра им. А.П. Чехова «Чехов-центр».

Подготовленность зрителя

Сюрпризы, аллегории, намеки, приглашение к размышлению, – искусству без них не обойтись. И все же… Подготовленность зрителя к разгадке тонких социальных, межличностных «шарад, ребусов и кроссвордов» – вещь непредсказуемая, в разное время – разная. Прежде, как представляется, погружение в духовные и душевные метания было более «общепринятым».

Сейчас все чаще можно слышать, что человек будто «ослеп и оглох». Выросли поколения людей с упрощенными подходами и ощущениями к происходящему вокруг. В любом случае, не настал ли момент ввести традицию слегка «окунать» зрителей в тему? Нужное вступление сделает просмотр доступнее, восприятие – тоньше.

Перед тем как распахнется занавес, почему бы не озвучить «за кадром»: «Вершить судьбы подвластно лишь только суду неземному, только самим собой ты можешь быть наказан и прощен. Как в спектакле два ангела играют с человеческим сердцем, так человек не бережет ни его, ни того, что внутри.

Весь сюжет и идеи усилены аллегориями. Символично снятые крылья ангелов в конце «суда», мягкие сердца-подушки, разлетающиеся по залу, нос клоуна, – через образы и сопоставления представление глубже проникает в сознание. Приятного всем просмотра!».

Сложность композиции

В спектакле задействован практически весь актерский состав театра:  Артем Буняков, Светлана Смирнова, Мария Клыпина, Евгений Черепанов, Юрий Щербинин, Екатерина Тяглик, Виктория Некрасова, Евгений Черепанов, Светлана Олейник, Галина Хвостикова, Светлана Юдина,Заслуженный артист РФ Николай Штабной, Наталья Дорошенко, Лилия Дайнега, Алексей Лобойко, Заслуженная артистка РФ Лариса Жарова, Заслуженная артистка РФ Татьяна Николаевна Торощина.

Это уже свидетельствует о сложности композиции. Режиссер Дмитрий Матыкин обогатил тему, введя Алтер-эго (Петр Суханов) главного героя Мити (Артем Буняков). Вот уж в точку: часто в минуты потрясений люди забывают о своем драгоценном «внутреннем советчике». Слабоволие, эгоизм, ненависть охватывают их, подталкивают к глупым, порою непоправимым поступкам. Театр подскажет выход?

Одной из составляющих целостности и художественного решения спектакля стала хореография. На сцене Камышинского драматического театра в этом спектакле дебютировал известный российский хореограф Илья Оши – лауреат I премии Международного фестиваля современной хореографии IFMC. Зрителям подарен трогательный спектакль и они, думается, найдут время посмотреть его.

Завершая тему, повторимся: театр на стыке тысячелетий изменился. Он во многом – другой, как и в том, что актеры выходят в зрительный зал, а гостей приглашают на сцену поучаствовать в представлении. Так было и в новом спектакле. Давайте же всегда идти навстречу друг другу, таланты и поклонники! В поисках нового не забывать о разумном, добром, вечном. Как не забыл об этом режиссер Дмитрий Матыкин, работая над спектаклем «С любимыми не расставайтесь!». Ведь все новое – это… Вы понимаете…

Марина КАРАВАЕВА

Авторское право © 2024 Камышинский драматический театр
top