Slideshow

Передвигая каретку…

В Камышинском драматическом театре состоялась долгожданная весенняя премьера. Спектакль «Машинистки» поставлен главным режиссером КДТ Павлом Лаговским по одноименной пьесе американского сценариста и драматурга Мюррея Шизгала. Жанр comedy, год выхода произведения в свет – 1961-й.

В улетевшем от нас на крыльях времени XX веке, как и в веке XIX, наверное, даже ребенок знал, кто такая «машинистка». Представители некогда распространенной профессии – девушки и женщины (в нашем случае и мужчина) ловко «строчили» заданные тексты на пишущей машинке.

Чудо, как сейчас сказали бы,«офисной техники» с кнопками имелось практически у каждого ученого, писателя, журналиста. Характерный стук клавиш, извлекаемый пальчиками серкетарш, раздавался в приемных начальников организаций и директоров предприятий, в редакциях газет и телевидения (как в новом прочтении пьесы).

Предваряя спектакль, Павел Лаговский со сцены сказал, что его мама тоже была машинисткой. Можно предположить, что мальчишкой он не раз видел, как она заправляет в барабан бумажные листы и часами печатает документы. Не исключено, что и сам – тайком или с маминого разрешения – «тюкал» одним пальцем строчку из какого-нибудь стихотворения.

…Однажды появились компьютеры с их мониторами, мышками и клавиатурами. Машинисток не стало. Но благодаря пьесе Мюррея Шизгала профессия, видимо, еще поживет. Вот и свежее доказательство подоспело. Павел Лаговский обратился к смешному, незамысловатому сюжету.

Как относительно все в этом мире! Уместившись в один акт длиною 1 час 15 минут, на сцене проходит целая жизнь людей, работающих машинстками. Роль Пола Канингхейма исполнил артист Евгений Черепанов. Актриса Виктория Некрасова сыграла Сильвию Пейтон.

В камерной пьесе для двоих нашлось место и исповедям, и спорам, и любви, и одиночеству, и чувству долга, которому не изменили… Пять дублей пронесли зрителей через четверть века. Вернее, пять образов. Вот Пол и Сильвия молоды, игривы, фантазируют, мечтают. А вот уже степенны и серьезны, с посеребренными сединой висками… Не скрывают грустных глаз.

Иной ракурс

Евгений и Виктория отлично справились с задачей, точно передав «50 оттенков» молодости, среднего возраста, зрелости… Евгений так вообще – «попадание в яблочко». Он в прямом и переносном смысле незаменим. Сильвию же 27 марта  сыграет еще и Екатерина Штонда. Интересно будет сравнить…

Режиссер Андрей Кончаловский как то сказал: мода может меняться на все что угодно, но не на истинные ценности. К ним можно отнести и способность думать, размышлять, кажется, основательно утраченную в обществе потребления.

Мне не хочется присоединяться к мнению тех, кто описывая спектакль, пафосно осуждает героев, а заодно и всех тех, кто «побоялся изменить нелюбимой рутинной работе». Мол, они не посмотрят в звездное небо, не увидят снежных горных вершин, грохочущих волн океана.

Не познают настоящей любви и не восхитятся ее плодами. Они продадут себя за мертвое спокойствие, усыпят сердца и мечту и будут уверены, что это и есть жизнь. Есть и иной ракурс на происходящее. Оттуда все видится по-другому: этих погонь «за безбрежным морем и бескрайним счастьем» стало так много, что многие перестали ценить свою родную Волгу или Дон, простой семейный быт…

Каждый выбирает сам

… Остановиться и вспомнить о главном. О том, что рутинная работа была, есть и будет. И ее обязательно нужно уметь выполнять. И в звездное небо необязательно смотреть нас берегу грохочущего океана. Оно есть и в другом месте. Да и верности никто не отменял.

Посмотрите, как самодостаточен и красив Пол в «старости». Был бы он таким, бросив жену и двоих детей «на почве» служебного романа? Вопрос. Сильвия осталась одинокой? Это был ее выбор, судя по тому, что она тиха и умиротворена.

Сценические декорации лаконичны и не мешают восприятию сюжета. Это заслуга художника-постановщика Екатерины Журавлевой, супруги Павла Лаговского. Музыкальное оформление, за которое по традиции отвечает Александр Ферхов, позволяет окунуться в музыкальные реки шестидесятых-семидесятых-восьмидесятых годов минувшего века (волны радиоприемника транслируют композиции разных лет). Все к месту, все срослось…

Но все когда-нибудь заканчивается… Театралы ушли. Мы сидим с Павлом Лаговским в уютных креслах затихшего зрительного зала. Пригашен свет. Павел Леонидович задумчиво смотрит на опущенный занавес, словно все еще видит действие. «Знаете, молодым актерам, по их признанию, возрастные образы дались легче, чем образы «ровесников», – говорит режиссер-постановщик. Мне тоже так показалось.

Сегодня и завтра

«Спектакль должен настояться, как вино!», – продолжает мастер. И тут с ним не поспоришь. Может быть, тогда угловатость юной Сильвии станет более достоверной, окрасится дополнительными красками. Или истории детства зазвучат еще гармоничнее… Или… Впрочем, лучше сходить в театр и посмотреть. И сделать собственные выводы.

Да, не верьте тем, кто утверждает, что жанр comedy обязывает расслабиться и хохотать. Нет! Настоящий, он чаще заставляет основательно задуматься. Спасибо режиссеру и актерам. Они подарили нам замечательный спектакль. Для Евгения Черепанова – это вторая крупная роль. Он шел к ней настойчиво, уверенно.

Напомним, что труппа 112-летнего театра настолько помолодела, что поклонникам Мельпомены можно делать открытие за открытием. Звезды рождаются на наших глазах в тандеме со старшим поколением актеров. Так было, есть и будет. Это добрая традиция!

Павлу Лаговскому очередных находок и творческих успехов. Павел Леонидович гармонично влился в коллектив КДТ, нашел общий язык с актерами. А значит впереди немало открытий. А пока… Поразмыслим: о драме своих поступков, о сложности ежедневного выбора, от которого зависит наше завтра.

Марина КАРАВАЕВА

Авторское право © 2024 Камышинский драматический театр
top