Slideshow

«Сказка ложь, да в ней намек»

«Сказка ложь, да в ней намек»

Близится 27 марта – Международный день театра. А в воскресенье, 21 марта, мир отметил Международный день Театра кукол. Под крышей Камышинского драматического вот уже 27 лет работает известный практически всем маленьким камышанам «Калейдоскоп»  – неоднократный лауреат различных областных фестивалей, а также Международного фестиваля театров кукол «Серебряный осетр».

Спустя долгие два года в «Калейдоскопе» состоялось долгожданное обновление репертуара. 26 и 27 марта юные зрители увидят новую сказку «Девочка Маша и медведь Миша», поставленную по мотивам известной всем русской народной сказки…

Тут самое время трубить в фанфары! Сказку поставили заслуженный деятель искусств Крыма, режиссер – постановщик Николай Васильевич Бойко и художник-постановщик Валентина Самочкина. Те самые, в которые в лучшие времена не раз становились героями публикаций «Диалога». – Творческая чета более 10 лет является душой нашего театра кукол.

Несмотря на то, что супруги постоянно живут в Ярославле, а в Камышин приезжают только на период постановки спектакля, они очень любят наш маленький и уютный нижневолжский городок. Расставания с ним и КДТ (за исключением «ковидного» простоя) длятся, как правило, полгода – год. Каждая новая встреча оказывается волнительной и теплой, как со зрителями, так и с коллегами.

По зову сердца

Вот и на этот раз. Не успели мы с Николаем Васильевичем удобно расположиться для беседы в небольшой костюмерной, как в комнату осторожно заглянул актер Юрий Юдин с дочерью подростком, – пришел поздороваться со своим «творческим отцом» и старшим товарищем.

Оценив обстановку, тут же «откланялся» – зайду попозже. Юрий Васильевич с доброй улыбкой и нескрываемой грустью произнес вслед: «Да, летит времечко! Юрина дочка, фигурально выражаясь, родилась на наших с Валентиной глазах, а уже смотри, как выросла!».

…Продолжительная беседа с мастером началась с того, что мы обсудили тему выбора пьес для постановок. Действительно, почему и для чего именно это, а не какое-либо другое произведение попадает в объектив внимания режиссера? Николай Васильевич говорит, что, прежде всего, прислушивается к зову сердца.

Если тема волнует, вызывает желание поделиться ею с юным зрителем, значит, работа над спектаклем фактически уже началась! Осталось пережить некоторое количество бессонных ночей-размышлений по выбору оптимальных форм подачи материала, обсудить детали с художником (по совместительству – супругой) образы, – и вперед, к премьере!

Театр – про душу

Если ты занимаешься работой серьезно, профессионально, ты просто обязан донести тему до зрителя. Главная задача театра – воспитывать чувства, – утверждает Николай Васильевич. Он настроен позитивно, считает, что времена, когда в обществе воспитывался исключительно «квалифицированный потребитель» ушли в прошлое.

По его мнению, театр вообще не про «потребительство», он – про душу. Бойко уверен: именно малые города рождают большинство талантов, – самобытных художников, режиссеров, актеров. А Николая Бойко так привлекает все настоящее! Наверное, поэтому ему так дорог провинциальный Камышин.

А еще маэстро – за популяризацию произведений, которые ни в коем случае не нивелируют «нашу основу». «Взять хотя бы знаменитые российские  мультфильмы про Илью Муромца, Алешу Поповича. Они хорошие, яркие, там много стеба. Но разве это про тех самых былинных богатырей, совершающие подвиги религиозного или патриотического характера?

А Баба Яга? В современном «прочтении» – это какая-то скандальная, смешная, «круженная тетка». А на самом деле это – один из персонажей, с которым связано посвящение человека в жизнь. – Яга одной ногой (костяной) стоит в царстве смерти, другой – здесь, на Земле». Вы знали об этом, дорогие читатели?

Оказывается, проходя через ее «угодья», преодолевая подстроенные Бабой испытания, герои начинают ценить истинное, становятся серьезными, надежными людьми. Маленькие слушатели тех самых, не переделанных на потребу дня сказок, как и зрители фильмов, театральных постановок невольно учились точно различать добро и зло, понимать, что такое хорошо и что такое плохо.

Никакого «лепета»!

Николай Бойко рад, что и сегодня есть авторы, которые пишут хорошие детские пьесы. В них нет глупого «сюсюканья», предельно понятно и ясно, что такое хорошо и как отличить оно отличается от «плохо». В пример режиссер привел детский спектакль про милых и душевных Снеговичков, растаявших с приходом весны. Но вместо них появились два прекрасных цветка! Посыл крохам в зрительном зале: добро не исчезает без следа, оставляя прекрасные плоды!

Дети умеют трогательно сопереживать происходящему на сцене. В нежных душах девчонок и мальчишек оставит свой след и новый спектакль, поставленный Николаем Бойко по пьесе драматурга Михаила Садовского «Не садись на пенек, не ешь пирожок». Как уже упоминалось, режиссер постановщик назвал свою работу «Девочка Маша и Медведь Миша».

…Беседа с постановщиком близилась к завершению, когда в костюмерную вошла «мама кукол»  – Валентина Николаевна Самочкина. Она тут же влилась в разговор и эмоционально поведала о том, как рождаются герои спектаклей.

«Дом кукол»

В отличие от крупных кукольных театров, имеющих собственные мастерские и даже тех, кто заказывает кукол «на стороне», у творческой четы персонажи обретают реальность, можно сказать, «на кухне». В обычной жилой квартире  располагается тот самый цех (даже «столярка»), где тщательно продуманные эскизы образов, костюмов, декораций становятся Машей, медведем, Царевной, Богатырем….

Многие технологии, освоенные мастерицей, используются в отрасли не первый век. Чуть меняются разве что материалы. Головы кукол Валентина Николаевна сначала лепит из пластилина. Затем аккуратно разрезает болванку на две части и заливает гипсом. После просушки получившиеся формы обкладываются изнутри папье-маше. Две половинки склеиваются, шлифуются.

После этого наступает не менее важный этап росписи личика. Но и это – полдела. Нужно изготовить выразительные костюмы. Из-за миниатюрности «героев», приходится шить вручную, подгоняя детали по фигуре. Процесс кропотливый, содержащий много мелких операций. Но их нужно выполнить самым тщательным образом.

Ведь в кукольном театре люди чаще скрыты от глаз маленьких зрителей, а актеры из поролона, бумаги и гипса на виду. В день общения с постановщиками мы имели возможность увидеть их на специальных стеллажах для хранения в коридорах «Калейдоскопа».

Одни замерли в ожидании своего очередного выхода «на сцену», другие с волнением «приготовились» к премьере, назначенной на 26 -27 марта… Кукловоды выучили тексты и расставили интонационные акценты. Все готово к встрече с маленьким зрителем! Осталось выразить пожелания и поздравления?

Если бы «малышня» умела читать и писать, она бы пожелала режиссеру-постановщику Николаю Васильевичу Бойко и художнику-постановщику  Валентине Николаевне Самочкиной «много новых сказок». Давайте поможем детям расширить мысль: «Неиссякаемого творческого вдохновения вам, дорогие! И «Калейдоскопу», и всем сотрудникам Камышинского драматического театра увлекательных и умных постановок, прекрасных ролей, успешных гастролей, а также много светлых солнечных дней!». С праздником!

Марина КАРАВАЕВА

Авторское право © 2024 Камышинский драматический театр
top