Slideshow

А был ли Байрон?..

А был ли Байрон?..

Ноябрь «на прощанье» порадовал театралов необычной премьерой. В Камышинском драматическом театре яркой звездой блеснул спектакль «Аркадия», поставленный режиссером Павлом Лаговским по пьесе британского драматурга Тома Стоппарда.

Крупнейшему драматургу современности, прижизненному классику, автору десятков пьес сейчас 84 года. Он жив, здоров, успешен, и вероятно, испытывает внутреннюю гармонию. Что не совсем совпадает с ощущениями зрителей, посетивших ноябрьскую премьеру.

Одни пребывали в смущении: «Так пикантно и откровенно! Не ожидали…». Другие (даже те, кто заблаговременно прочел пьесу)  – в замешательстве: «Интересно, но непонятно и сложно!». Третьи – жаждали узнать, «в каком месте смеяться, а где плакать?»…

Все-таки это бельведер

Да, господа, в век комиксов, караоке, компьютерных игр и «всего легковесного» «Аркадия» (этот утопический идеал, концепция недостижимой гармонии человека и природы) – есть высшая математика, квантовая физика, витиеватый философский трактат.

Просто отдохнуть и расслабиться, сидя в уютном кресле зрительного зала КДТ, – не про нее. Нужно думать, думать и еще раз думать… И все равно – «все сложно». Одна театралка в антракте воскликнула: «Даже не представляю, как актеры выучили текст? Это же головоломка!».

Как и сам сюжет – водоворот данных, действующих лиц, море недосказанности, заблуждений, открытий… При этом, действие происходит в одной и той же комнате. Правда, персонажей разделяют почти две сотни лет… Чтобы «докопаться до истины» обстоятельства нужно вместе с героями с головой погружаться в процесс исследования загадочных происшествий.

Кстати, о комнате… В камышинской «Аркадии»» она просторна, безупречно, можно сказать, стильно оформлена. Декорации понравились всем зрителям без исключения. Умело используются возможности огромного сценического экрана, позволяющего волшебным образом расширять и углублять пространство. Так, кажется, и ушел бы по тропинке, ведущей в тенистый сад, раскинувшийся за огромными окнами…

Детали – важные и незначительные

Итак, действие драмы происходит в церемониальном графстве Дербишир в центре Англии (развиваясь по двум хронологическим линиям –1809-1812 годы и 1990-е годы). Не случайно, директор драматического театра Маргарита Сенчук, приветствуя зрителей перед началом премьеры, возвышенно произнесла: «Леди энд джентльмены!».

Герои из разных эпох присутствуют на сцене одновременно, но не видят и не слышат друг друга. Вот Томасина Каверли (актриса-дебютантка Екатерина Штонда) и ее домашний учитель Септимус Ходж (Юрий Юдин). Томасина блещет успехами в математике (возможно, Том Стоппард «намекнул» на способного математика – знаменитую дочь Байрона Аду Лавлейс?). Эти персонажи – из века девятнадцатого.

Филолог Валентайн Каврели (артист Артем Буняков) – из века двадцатого. Он знает, что старинный дом, некогда принадлежал семье литератора – современника и друга Байрона и приехал сюда, чтобы сделать неожиданные открытия из биографии английского поэта-романтика.

Его современница – писательница Ханна Джарвис (Светлана Олейник) мечтает открыть некую тайну «хижины отшельника». Последний неким образом привязан к истории сада за окнами. В ходе расследования и исследования, как часто бывает, незначительные детали преувеличиваются, важные упускаются…

Сложность сценического воплощения

Повторимся, вышеназванные и другие персонажи – дворецкий Джелаби (заслуженный артист России Николай Штабной), поэт Эзра Чейтер (артист Алексей Лобойко), специалист по ландшафтной архитектуре (артист Юрий Щербинин), Леди Крум (артистка Светлана Юдина), офицер Королевского флота (артист Евгений Черепанов), Хлоя Каверли (Светлана Смирнова), Гас Каверли и Огастес Каверли (актер Петр Суханов), профессор Бернард Солоуэй (артист Александр Ферхов) живут в параллельных реальностях. И все же… Невозможно  избавиться от мысли: как созвучны прошлое и настоящее!

Режиссер Павел Лаговский в беседе перед премьерой подчеркнул: пьеса легко читается, но сложна в сценическом воплощении. При кажущемся бездействии она насыщена событиями, не прописанными автором буквально. Домысливая, дорисовывая, дополняя «пазлы», исполнителям предлагается оставаться документально правдоподобными. Это – высший пилотаж.

Не стоит сбрасывать со счетов и то, что играть приходится англичан с их абсолютно не похожим на российский менталитетом. По отзывам зрителей, нашим мастерам сцены это удалось сполна! Манеры, движения, речь – все срослось. Особенно оценен театралами Юрий Юдин: истинный джентльмен! Впрочем, у каждого артиста нашлись поклонники: театралы при опросе, назвали практически все имена. Без пафоса и ложной скромности: труппа талантливая. Положительный отклик зрителей также получило музыкальное оформление постановки. Чего стоят одни лишь вечные «Битлы»!

О новой пьесе можно размышлять бесконечно.

Но лучше один раз увидеть, вооружившись следующим определением Павла Лаговского: «Аркадия» – из разряда умных пьес. Где надо и подумать, и сопоставить. И чтобы после спектакля осталось послевкусие, позволяющее зрителю включить некий анализ». Хотелось бы верить, что все, кто выберет для просмотра именно этот спектакль подумает, сопоставит, включит… Ради этого режиссером, актерами, всеми, кто причастен к рождению необычной премьеры, проделана поистине уникальная, серьезная, глубокая работа.

Марина КАРАВАЕВА

Авторское право © 2024 Камышинский драматический театр
top